Какие танки есть у США, мощней ли они чем в России
У США на сегодняшний день сильнейшая армия в мире, признанная официальным глобальным рейтингом. Они выделяют громадное количество средств на развитие новых технологий и вооружения. Естественно танки на вооружении США одни из самых лучших, мощных и с ними принято считаться другим государствам. Производство американцев никогда не стояло на месте.
Сравнение армии России с армией США на 2022 год
После окончания Второй мировой войны на мировой арене лидирующую позицию заняли две сверхдержавы – СССР и США. Разработка ядерного вооружения только укрепила их позиции. С тех пор обе страны начали рассматривать друг друга, как потенциальных противников. Началась эпоха холодной войны и гонки вооружений. Сравнить ситуацию можно, разве что, с взведенным курком, когда одно малейшее движение может привести к необратимым последствиям, и ведь были действительной критические ситуации, когда мир стоял на пороге Третьей мировой войны.Сегодня отношения России и Соединенных штатов вновь начали накаляться, причем разногласия возникли на фоне реальных боевых событий в Сирии и в Украине, и хоть обе стороны понимают, что дипломатический способ решения противоречий является для всех самым желаемым, открытое противостояние не только возможно, но и велико по вероятности.
Ситуация усугубляется тем, что США является не просто членом военного блока НАТО. Америка практически составляет его основу. Военный же блок, созданный СССР, уже не существует, поэтому мы, в случае войны, можем рассчитывать на поддержку, в лучшем случае, Китая.
Не нужно быть профессиональным аналитиком, чтобы не понимать сложившейся ситуации. Каждый желает знать, чья армия сильнее, России или США? Сразу отметим, что здесь нет однозначного ответа. Боеспособность армии складывается из нескольких показателей. Если вести по ним сравнение, то лидерство переходит от одной страны к другой. Договоримся так: мы приведем сравнение армии России и США по наиболее наглядным параметрам, а ответ на вопрос, чья же армия сильнее, надеемся, мы в реалии так и не узнаем.
Сравнение по численности армии
Как вы уже догадались, сейчас пойдут числа. Откуда они берутся? Сомнения справедливы – официальные источники не публикуют данные об оснащении армии. Есть в свободном доступе информация, случайно просочившаяся, данные зарубежных разведок, аналитика. Это означает, что приведенные ниже значения не являются верными, их и не нужно знать, чтобы привести сравнение на 2022 год. Достаточно только установить порядок превосходства той или иной армии. Реальная картина кардинальных изменений не принесет, поэтому мы ограничимся примерными данными, которые будем в некоторых случаях округлять.
Боеспособность армии напрямую зависит от общей численности населения. Если в России примерная численность составляет 143 млн. человек, то в США она практически в два раза больше – 315 млн. человек. Что дают эти данные? В случае перехода к военным действиям придется пополнять ряды ВС из числа гражданского населения. В США число привлеченных граждан окажется выше.
Понятно, что не все граждане могут быть призванными в армию. В случае перехода на военное положение мобилизация коснется лишь тех, кто пребывает на воинском учете. Этот мобилизационный резерв России составляет 30 млн. человек, а в Америке – 56 млн. человек.
Цифры вязы теоретические, так как практически задействовать резерв по максимуму не сможет ни одна, ни другая страна. Причиной тому является нехватка вооружения, экипировки и средств. Но преимущество США в том, что восполнение потерь в их армии будет производиться гораздо эффективнее.
Достаточно сложно сравнивать армии и по численности контингента. Если в России число военнослужащих доведено до 1 млн. человек, то из них примерно 300 тыс. солдат-срочников. Армия же США полностью укомплектована профессиональными контрактниками. Ее численность составляет 1,4 млн. человек. Сравнивать эти два параметра практически бессмысленно.
Сухопутные войска
Несмотря на то, что по численности личного состава армия Америки владеет первенством, по техническому оснащению сухопутных войск российская армия занимает лидирующие позиции.
- В первую очередь речь идет о количестве танков. На вооружение поставлено около 15 тысяч машин, причем с выходом в свет танка нового поколения «Армата» был взят курс на усиленное оснащение частей новинками. Министерство обороны планирует уже к 2023 году довести количество Армат до 2300 единиц. При этом более ранние поколения танков Т-80 и Т-90 себя полностью не изжили. Независимыми экспертами было отмечено, что американский «Абрамс» по многим параметрам отстает от «Арматы». Для статистики отметим, что число танков в американской армии не превышает 8,5 тысяч единиц.
- Практически одинаковое положение по численности БТР с небольшим перевесом в сторону Российской армии. Соотношение количества машин примерно 25000 к 27000.
- Что же касается РСЗО, буксируемой и самоходной артиллерии, то здесь преимущество имеет армия России, причем по количеству оснащения Америка уступает в разы.
Теперь пришла пора отметить преимущество срочной службы. За счет военных кафедр, а также за счет учебок в нашей армии больше специалистов, которые могут обслуживать сухопутную военную технику. Солдаты-срочники за полгода приобретают необходимые навыки.
Военная авиация
На протяжении длительного времени считалось, что армия НАТО способно держать господство в воздухе за счет количества самолетов. Даже если в сравнении брать только армию США, то перевес был явно в ее пользу. По численности всех летательных аппаратов (армейских), Америка тринадцатью тысячами превосходила Россию, в армии которой значилось лишь около 3000 машин.
Но в последнее время произошла колоссальная утечка информации от американских источников. В ней значилось, что реальных боевых самолетов в армии не более 2000 единиц. Даже командующий ВВС США вынужден был признать, что Россия стремительными темпами догоняет Америку по численности и возможностям. Куда же подевались 11 тысяч самолетов? Дело в том, что при подсчете были учтены ресурсы транспортной авиации. Данные также пополнялись за счет учета вооружения стран НАТО.
Не стоит обольщаться, так как транспортные самолеты играют важную роль в обеспечении армии. Они являются важнейшим звеном в организации логистики. Российские эксперты говорят о том, что нам не нужно развивать логистику. Это американцы привыкли воевать на чужой земле, а мы не претендуем ни на чьи земли. Если произойдет вооруженное столкновение, то мы будем защищать границы своего государства. Однако такое толкование считается неубедительным и недальновидным, так что военная авиация российской армии отстает по численности в соотношении:
- военных вертолетов – 6/1;
- штурмовых самолетов – 2/1;
- истребителей – 3/1.
Приведенная статистика оптимизма не внушает, зато с 2016 года Россия взяла курс на модернизацию боевых самолетов. Американцы первыми представили миру самолет пятого поколения F-22, но модернизированные Су-35-С могут составить знаменитому «Раптор» серьезную конкуренцию. Против F-15 российские ВКС могут противопоставить Су-27-СМ, которые среди самолетов 4 поколения не имеют аналогов. Наконец, завершается испытательный срок и уже стартовали поставки в ВС РФ самолетов пятого поколения ПАК ФА, которые получили индекс Су-57.
На сегодняшний день, в связи с увеличением финансирования, парк самолетов интенсивно пополняется. Если не менять курс на переоснащение, то к 2023 году разрыв по численности самолетов будет практически неощутим. Но важнейшим фактором при определении господства в небе является состояние ПВО. Наши С-400 и С-500 надежно прикрывают воздушные границы. Даже американские эксперты отмечают, что уровень развития противовоздушной обороны в России находится на высшем уровне.
Военно-морской флот
Состояние военно-морского флота в двух армиях можно считать паритетным. По некоторым позициям отечественный флот отстает от западного, по другим же, наоборот, лидирует. Однако разность численности кораблей не так существенна. Ниже мы приведем примерные данные численности судов американского флота по отношению к численности российского.
- все военные судов – 400/300;
- авианосцы – 10/1;
- подводные лодки – 72/79;
- фрегаты – 15/4;
- эсминцы – 62/13;
- корветы – 0/75;
- сторожевые корабли – 13/65.
Теперь проведем небольшой анализ. Все прекрасно знают, какие проблемы возникли при передаче нам вертолетоносцев Мистралей. Министерство обороны официально заявило, что этот печальный инцидент не повлиял никак на военную мощь российского флота. В наши стратегические планы не входит применение боевых вертолетов на большом удалении от материка.
Именно поэтому в ВМФ пока нет планов на увеличение численности авианосцев. По мнению специалистов, выигрыш американцев в количестве авианосцев можно не учитывать при сравнении реальной мощи армий. Зато по подводным лодкам Россия имеет явное преимущество. Дело даже не в численности. Наши подлодки, в большинстве своем, способны нести ядерное вооружение, в то время как у американцев таких экземпляров насчитываются всего лишь единицы.
Ядерное вооружение
Настоящим камнем преткновения в российско-американских отношениях стало наше ядерное оружие. Известно, что количество боеголовок в нашей армии превосходит аналогичные показатели американцев. При этом следует учитывать, что российские ракеты технически более оснащены. После того, как Россия официально отказалась уменьшить количество ядерного оружия, американцы предпринимают попытки разместить ПРО у наших границ, пользуясь при этом поддержкой стран НАТО. Но позиция России по данному вопросу достаточно жесткая, так как наше ядерное оружие способно играть сдерживающую роль и обеспечить относительный мировой порядок.
Приходим к выводу, что статус сильнейшей армии мира американские ВС заслужили, благодаря статистике. Но если принимать во внимание второстепенные факторы, то их лидерство подвергается сомнению. Конечно, американцы не будут стоять на месте, и Джо Байден заявил об увеличении военного бюджета. Но и курс, принятый Россией на реформирование, также проявит себя в полной мере уже через несколько лет, поэтому на 2022 год можно говорить о состоянии паритета в вооруженных силах.
История американского танкостроения
В конце XIX — начале ХХ в. в США стремительно развивавшаяся тяжелая промышленность и инженерно-конструкторские кадры были готовы для производства нового типа вооружений — танков. Именно в Америке сконструировали и построили трактор «Холт», послуживший основой для первых работ европейских танкостроителей. При таких исходных данных США вполне можно считать родоначальником танкостроительства.
С 1915 г. предлагались созданные в частном порядке проекты машин, которые могли послужить прообразом танка, но идея создания тяжелых бронированных машин ни правительство, ни военное командование не заинтересовала. Такая позиция связана с тем, что в начале XX в. США избегали вовлечения в какие-либо конфликты на других континентах и не рассматривали возможности участия в боевых действиях за океаном, а для обороны собственных границ от внешней агрессии нужны были не тяжелые бронированные машины, а флот. Для боевых же действий на Североамериканском континенте вполне хватало существовавших на начало XX в. вооружений, так как здесь США сталкивались с плохо вооруженными противниками.
Другое название «Сикс-тон Тэнк» M1917 — «Форддвухместный»
В начале Первой мировой войны придерживавшиеся политики изоляционизма США стремились сохранить нейтралитет. Однако потопленные американские суда и перехваченная телеграмма министра иностранных дел Германии Артура Циммермана, в которой рассматривалась вероятность привлечь Мексику на сторону Германии в возможной войне против США, вынудили президента Вудро Вильсона запросить согласие Конгресса на вступление в войну. 6 апреля 1917 г. Америка объявила войну Германии.
Первые американские солдаты прибыли в Европу 27 мая 1917 г. Возглавил Американские экспедиционные силы генерал-майор Джон Джозеф Першинг. Опытный генерал быстро осознал всю бесперспективность затяжной окопной войны. Здесь же он познакомился и с зарождавшимися бронетанковыми войсками европейских стран. Идея применять на поле боя мобильные, хорошо защищенные машины понравилась Першингу, и он стал главным инициатором создания танковых войск США. К этому времени тракторная фирма «Холт» уже разработала проект машины, сходный по характеристикам с первым английским танком «Малыш Вилли».
По инициативе генерала Першинга 26 января 1918 г. началось формирование американского Танкового корпуса, состоявшего из двух частей — танкового корпуса в составе Американских экспедиционных сил в Европе (дислоцировался во Франции и Великобритании) и Танковой службы Национальной армии (находился в США). Для вооружения американского Танкового корпуса решили закупить танки «Рено» FT-17. Однако Франция, остро нуждавшаяся в танках, не могла выполнить заказ американской стороны, поэтому вскоре решили наладить производство французских танков в США по лицензии, которую приобрела у французской стороны компания «Форд». Однако в нужные сроки наладить производство танков не удалось, так как американские рабочие не имели опыта производства столь тяжелых и сложных машин, а также не смогли приспособиться к европейской метрической системе мер.
В результате в свой первый бой 12 сентября 1918 г. американские танкисты вступили на танках «Рено» FT-17 французского производства (всего Франция передала 514 машин). В битве при Сен-Михель занятый немцами выступ к юго-востоку от Вердена атаковали 16 дивизий американской армии под командованием подполковника Джорджа С. Паттона — младшего, которого по его личной просьбе перевели из канцелярии в сформированный танковый корпус.
Джордж Смит Паттон — младший на фоне легкого танка «Рено» FT-17 во Франции. 1918 г.
В этом бою 304-я танковая бригада в составе 144 танков «Рено» FT-17 получила задачу поддерживать наступление 42-й и 1-й американских дивизий. В ходе наступления американские танки успешно подавили пулеметные и артиллерийские точки противника, прорвали проволочные заграждения и т. д. Несмотря на сопротивление врага и попытки атаки артиллерией и авиацией, за два дня боев бригада потеряла всего 38 танков. Лишь две машины из этого числа были поражены огнем противника, остальные либо попали в ямы или окопы, либо вышли из строя из-за технических поломок. Большинство из этих танков удалось эвакуировать и вернуть в строй.
Успех американских танкистов при Сен-Михель подтвердил важность и необходимость развития в США этого вида вооружения. 304-я танковая бригада воевала до окончания Первой мировой войны.
Однако американцы так и не сумели наладить выпуск некоторых комплектующих для «Рено» FT-17, поэтому проект танка коренным образом пересмотрели. Вместо двигателя «Рено» установили американский мотор «Буда» мощностью 43 л. с., а также упростили ряд деталей, что позволило снизить цену танка.
Тем не менее в процессе работы над модификацией танка американские специалисты улучшили и некоторые его отдельные боевые характеристики: повысили защищенность, оснастили пушку и пулемет оптическими прицелами, улучшили обзор для механика-водителя за счет добавленных смотровых щелей в скосах на лобовой части корпуса.
Серийное производство танка, получившего обозначение «Сикс-тон Тэнк» M1917, сумели наладить только к октябрю 1918 г. До окончания войны американская промышленность успела выпустить 67 единиц (по другим данным всего 10). Но танки уже не успели принять участие в боях.
Средний танк M3 «Ли»
На протяжении 1920-1930-х гг. американское танкостроение переживало бурный и неоднозначный период развития.
Средний танк М2А1, послуживший основой для танка М3 «Ли». Чтобы установить 75-миллиметровую пушку, правый бортовой спонсон танка пришлось значительно увеличить
За это время на рассмотрение армии представили много интересных машин, часть из которых разработали в частном порядке. Однако ввиду несовершенства конструкции и слабого вооружения большинство из танков военных не заинтересовали. Вплоть до 1939 г. в серийное производство запустили только один танк, обозначавшийся как средний танк T4. Это была модифицированная для нужд пехоты версия среднего колесно-гусеничного танка М1. От своего прототипа Т4 отличался усиленным бронированием и рядом менее важных изменений.
Однако армии США по-прежнему требовалась машина, способная не только поддерживать наступление пехоты, но и бороться с танками противника. В 1938 г. в Рок-Айлендском арсенале разработали новый средний танк М2. На тот момент огневая мощь его 37-миллиметровой пушки представлялась вполне достаточной для поражения танков противника, однако первые бои с участием немецких танков показали обратное. Машине, которая должна была составить основу танкового парка США, требовалось более мощное орудие, но маленькая башня М2 не могла вместить 75-миллиметровое орудие, на установке которого настаивал генерал Эдна Романца Чаффи, прибывший в США для выработки тактико-технических характеристик будущих средних танков, способных успешно бороться с техникой противника и поддерживать пехоту.
По этой причине средний танк М2 так и не поступил в серийное производство. Его модификация М2А1 послужила основой для создания нового танка М3, названного в честь генерала Гражданской войны в США Роберта Эдварда Ли.
Танковая колонна американских войск
В танке М3 «Ли» проблему усиления вооружения танка решили путем установки в правом бортовом спонсоне укороченной 75-миллиметровой пушки М2 длиной 28,5 калибра. (В дальнейшем пушку М2 заменили пушкой М3 длиной 37,5 калибра.)
В башне разместили 37-миллиметровую пушку M5 с длиной ствола 53,1 калибра. На танках поздних выпусков в башню устанавливали пушку М6 с длиной ствола 56,5 калибра. И хотя данное решение считалось временной мерой (до момента создания танка с полноценным 75-миллиметровым орудием внутри башни с июня 1941 по декабрь 1942 г.), выпустили 6258 танков М3 различных модификаций. Вплоть до поступления на фронт достаточного количества танков М4 «Шерман» танк М3 «Ли» составлял основу бронетанковых войск США.
Помимо США танк состоял на вооружении многих стран мира, среди которых Австралия, Новая Зеландия, Канада, Бразилия и т. д.
Для Великобритании разработали особую модификацию танка, названную М3 «Грант» в честь генерала Гражданской войны в США Улисса Симпсона Гранта. Прежде всего, англичанам не нравилось, что танк М3 «Ли» слишком высокий. От своего прототипа средний танк М3 «Грант» отличался новой литой башней, которая была ниже и шире стандартной, а также упрощенной версией командирской башенки. Правда, высоту танка удалось уменьшить чуть более чем на 10 см. Кроме того, на танк М3 «Грант» установили английскую радиостанцию. С учетом того, что он готовился для боевых действий в Северной Африке, его оснастили крыльями гусениц особой формы во избежание поднятия облаков из пыли и песка, не только затруднявших работу союзных машин, но и демаскировавших позицию танка.
По программе ленд-лиза танки М3 «Ли» получил и СССР. Всего из американских портов направили 1386 танков. Но не все добрались до портов назначения, в СССР прибыло около 900 танков.
Средний танк М3 «Ли»
Служба и боевое применение
Первый бой танки М3 приняли в Северной Африке, в битве при Газале 27 мая 1942 г., когда 15-я германская бронетанковая дивизия столкнулась с 7-й бронетанковой дивизией Великобритании. И хотя битва завершилась победой сил Оси, немецкая сторона понесла значительные потери в танках, в том числе уничтоженных огнем 75-миллиметровых пушек танков М3 «Грант».
В ходе дальнейших боев немецкие и итальянские танки старались избегать столкновений с М3 «Грант», возложив задачу по их уничтожению на 88-миллиметровое зенитное орудие и самоходное противотанковое орудие «Мардер» III. Эти меры позволили значительно сократить потери немецких танков, в то время как британские М3 «Грант» несли потери. После взятия Тобрука 21 июня 1942 г. Африканским корпусом генерала Роммеля были захвачены около 70 танков М3 «Грант» — практически все, находившиеся в тот момент в Северной Африке. По достоинству оценив возможности этих боевых машин, Роммель включил их в состав своего корпуса.
В отличие от Великобритании, советским танкистам М3 «Ли», поступивший на вооружение Красной армии под обозначением М3С, не понравился. Им были непривычны «нескладные» габариты танка, расположение его вооружения и т. д., вследствие чего эффективность его применения на Восточном фронте была крайне низкой. Танку М3 даже дали соответствующее прозвище БМ-6 — «братская могила на шестерых».
Средний танк M4 «Шерман»
Уже на этапе разработки танк М3 «Ли» с основным оружием, расположенным не в башне, а в корпусе, рассматривался как переходный. Его должен был сменить танк с основным орудием в башне. Технические требования на создание нового танка выдали 31 августа 1940 г., то есть еще до окончания работ над M3 «Ли». На их основе 2 сентября 1941 г. фирма «Лима Локомотив» в Детройте выпустила первый прототип нового танка, получивший обозначение Т6.
Танк М4 «Шерман» на военных полях Франции
Прототип унаследовал много узлов и агрегатов от своего предшественника М3 «Ли»: ходовую часть, двигатель, 75-миллиметровую танковую пушку M2 и т. д. В то же время он перенял и некоторые свойственные М3 недостатки, например высокое расположение центра тяжести, которое часто приводило к опрокидыванию танка на бок. Однако прототип Т6 имел и ряд коренных отличий от танка М3 «Ли», главное среди которых — размещение 75-миллиметровой пушки во вращающейся литой башне, что значительно упрощало управление огнем основного орудия.
Среди основных преимуществ нового танка — его относительно низкая стоимость и высокая технологичность, что позволяло быстро наладить производство танка в больших количествах. Несмотря на высокие боевые характеристики, производить «Шерман» было дешевле, чем М3 «Ли», поэтому численность новых машин в войсках быстро росла из-за высокой надежности танка, легкости его обслуживания и ремонта.
После стандартизации машину приняли на вооружение под обозначением М4. Интересно, что название «Шерман» (в честь генерала Гражданской войны в США Уильяма Текумсе Шермана) танк получил не на родине, а в английской армии, после чего оно закрепилось и в армиях других стран.
Когда танк поступил на вооружение войск, среди солдат бытовало мнение, что он непобедим. Однако первые же столкновения с немецкими машинами выявили ряд недостатков, главные среди которых — короткая длина ствола пушки М2, мешавшая эффективно бороться с броней немецких танков, и бензиновый двигатель, из-за которого танк воспламенялся в считанные секунды даже при незначительных попаданиях. Ввиду последнего фактора воодушевление американцев и англичан скоро сменилось разочарованием, а немецкие солдаты даже прозвали американский танк «котелок с солдатами».
Но американские специалисты быстро учились на своих ошибках и вносили соответствующие коррективы в конструкцию танка. В частности, модификацию «Шермана» M4A2, появившуюся в апреле 1942 г., оснастили силовой установкой из двух дизелей «Дженерал Моторс» 6046 мощностью 375 л. с., менее подверженных возгоранию (двигатель «Континентал» R-975, который устанавливался на ранних моделях «Шермана», использовался в авиации), и пушкой М3 с более длинным стволом.
«Шерман» ранних серий унаследовал от своего предшественника M3 характерную нижнюю лобовую деталь, состоящую из трех секций, скрепленных болтами
Однако новые танки «Шерман» с дизельными двигателями оказались неудобными, так как доступ к дизельному топливу имели не все части, перерабатывающая же промышленность США могла полностью удовлетворять потребности армии в бензине. По этой причине большинство модификаций «Шермана» с дизельными двигателями были переданы союзникам. В частности, в соответствии с программой ленд-лиза Великобритания получила 17 181 танк «Шерман» различных модификаций, СССР — 4248.
В США «Шерманы» с дизельными двигателями попали на вооружение Корпуса морской пехоты, который имел стабильный доступ к этому виду топлива.
Последующие модификации танка «Шерман» отличались различными двигателями, улучшенным бронированием и усиленной огневой мощью. Так, в различных модификациях «Шермана» применяли шесть различных типов двигателей. С одной стороны, это позволило получить на вооружение машины, пригодные для использования как различными частями армии США, так и союзниками. Но это затрудняло снабжение частей нужными запчастями, а танковым экипажам и техническому персоналу требовалось время, чтобы освоить новую модификацию машины.
Начиная с модификаций M4A2(76)W и M4A3(76)W 75-миллиметровые пушки стали менять на 76-миллиметровое орудие М1. Однако перевооружение шло крайне медленно, так как командиры танковых частей противились таким изменениям. Это обусловлено прежде всего тем, что в преддверии важнейшего сражения Второй мировой войны с участием американских войск, а также операции союзных войск по высадке в Нормандии танкисты не хотели переходить на новую, еще не проверенную в боях пушку. К тому же М1 обладала лучшей бронепробиваемостью, но ее 76-миллиметровый фугасный снаряд оказался менее эффективным, чем аналогичный снаряд пушки М3, что снижало результативность танка как машины поддержки пехоты.
Постепенно улучшалось и бронирование танка. Так, максимальная толщина лобового бронирования базовой модели М4 составляла всего 51 мм, а лобового бронирования модификации М4А6 — 108 мм. Благодаря этому стало возможным создание специальной штурмовой тяжелобронированной модификации танка M4A3E2 «Ямбо», разработанной на основе M4A3. Максимальная толщина броневых плит лобовой части его корпуса — 100 мм. Более того, высокую снарядоустойчивость «Ямбо» обеспечивали усиленная крышка трансмиссионного отсека толщиной до 140 мм, новая башня с толщиной броневых листов 150 мм, броневые плиты толщиной 38 мм, наваренные на верхнюю лобовую долю и спонсоны. Машину оснастили 75-миллиметровой пушкой M3, так как ее снаряды обладали большим фугасным действием, а танк с таким бронированием предполагалось использовать исключительно для поддержки пехоты. Но уже на фронте, в полевых условиях, несколько «Ямбо» оснастили пушкой M1A1 и использовали в качестве истребителя танков.
Преуспела в модернизации танков «Шерман» и английская сторона. В частности, англичане были первыми, кто стал массово оснащать танки длинноствольными орудиями, и единственными, кто установил на «Шерманов» 17-фунтовое орудие. Данная модификация, названная «Шерман Файфлай», стала единственной боевой машиной из «Шерман», которая могла успешно бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».
Всего выпустили 49 234 танка «Шерман» различных модификаций, что делает эту машину самым массовым танком американского производства. На основании «Шермана» создали широкий ряд танков и машин специального назначения.
Служба и боевое применение
В первый бой американские танки вступили 23 октября 1942 г. под Эль-Аламейном. В этом сражении 252 танка M4A1 8-й армии Великобритании встретились с немецкими танками PzKpfw III и PzKpfw IV, оснащенными длинноствольными 50- и 75-миллиметровыми пушками. По большинству боевых характеристик «Шерман» превосходил немецкую «тройку», но «четверки» представляли для него серьезную опасность. В результате столкновения с немецкими танками несколько «Шерманов» были потеряны, но английским войскам во многом благодаря появлению новых американских танков на поле боя все же удалось оттеснить противника.
В Тунисе 6 декабря 1942 г. состоялся дебют этих танков, вели американские экипажи. В этом бою не имевшие опыта американские танкисты стали легкой добычей для немецкой противотанковой обороны.
Модификация танка «Шерман» M4A1
В целом танки хорошо проявили себя в Северной Африке, став авангардом войск союзников. Их высокая надежность и маневренность оказались особенно ценными в условиях пустыни. Большая скорость вращения башни и гидростабилизационная система, позволявшая вести огонь на ходу, давали этим машинам некоторое преимущество над немецкими танками, обладавшими большей огневой мощью.
Среди недостатков, выявленных в Северной Африке, — небольшая дальность хода танка. Однако эту проблему решили, наладив отличную коммуникацию союзников.
Здесь же «Шерманы» столкнулись с немецким танком PzKpfw VI «Тигр» I, против которого оказались абсолютно беспомощными. Только танки «Шерман Файфлай» смогли противостоять немецкому тяжеловесному монстру.
В СССР американские танки начали поступать в ноябре 1942 г. К этому времени несколько десятков из них уже приняли участие в Курской битве. Однако достаточное количество танков «Шерман» для комплектования ими отдельных частей появилось только в конце 1943 г., и с весны 1944 г. американские машины участвовали в большинстве крупных операций на Восточном фронте. В соответствии с законом о ленд-лизе всю неповрежденную в боях технику по окончании войны необходимо было либо оплатить, либо вернуть, поэтому американские танки задействовали даже там, где можно было использовать советские.
На Восточном фронте «Шерман» выполнял те же задачи, что и советский средний танк Т-34. Советские экипажи оценили удобство работы в танке, высокое качество приборного оборудования и средств связи. Кроме того, «Шерман» был значительно тише, чем Т-34, и имел более толстую броню. Однако на Восточном фронте выявился такой недостаток машины, как плохое сцепление с поверхностью при движении по обледенелым дорогам. Причиной тому был гладкий резиновый протектор траков гусениц, из-за чего танк с высоко расположенным центром тяжести часто опрокидывался.
Средний танк М4 «Шерман»
В Европе эти танки впервые использовали во время совместного британско-канадскоамериканского вторжения на Сицилию 10 июля 1943 г. Не встретив серьезного сопротивления, американские машины выполнили все поставленные перед ними задачи. Однако впоследствии это негативно отразилось на подготовленности американских танков к действиям на севере Франции. В то время, когда английские танки срочно перевооружались длинноствольными орудиями, американские командиры, ссылаясь на успешные действия в Северной Африке и на Сицилии, шли на перевооружение неохотно. Но первые же столкновения с немецкими танками показали полную беззащитность «Шермана» против «Пантеры» и «Тигра», даже когда американцы имели численное преимущество. В результате американские танкисты предпочитали не вступать в столкновения с немецкими танками, возлагая задачу по их уничтожению на авиацию. И только британский «Шерман Файфлай» уверенно поражал тяжелые немецкие танки на коротких и средних дистанциях.
Наилучшим образом проявили себя американские «Шерманы» на Тихоокеанском театре военных действий. Немногочисленные японские танки с плохо подготовленными экипажами, не имевшими опыта, по всем характеристикам уступали американским. У японской стороны не было и каких-либо эффективных противотанковых средств, поэтому единственным способом борьбы с американскими танками стали мины и действия японских солдат-смертников.
В то же время относительно легкие танки «Шерман», приспособленные к жаркому климату, легко перебрасывали с острова на остров. При отсутствии сопротивления их главной задачей стала поддержка пехоты при прорыве долговременных оборонительных укреплений японцев, ведь именно для этих целей и был создан «Шерман», оснащенный пушкой с отличным осколочнофугасным снарядом и большим количеством пулеметов.
Хорошо зарекомендовавшая себя машина использовалась и после Второй мировой. В частности, в ходе Корейской войны она стала основным танком южно-корейской и американской армий, где ему противостоял советский Т-34-85. Если на начальных этапах войны советские танки имели превосходство над «Шерманом» южно-корейской армии с короткоствольными орудиями, то после поступления на Корейский полуостров танков с длинноствольными орудиями, в том числе «Шерман Файфлай», ситуация изменилась. При прочих равных боевых характеристиках (Т-34-85 обладал лучшей пушкой, однако даже пушки М1, которой оснащались американские танки, было достаточно, чтобы поразить советский танк) благодаря точности и скорострельности орудия американские танки имели некоторое преимущество над советскими.
М4 «Шерман» — основной американский средний танк периода Второй мировой войны
Впоследствии «Шерманы» также применялись в арабо-израильских и индо-пакистанских войнах (в последних состояли на вооружении у обеих сторон конфликта).
Основной боевой танк М60
Несмотря на то, что танки «Паттон» III модификации М48АЗ отлично проявили себя в войне во Вьетнаме, их отставание от советских танков Т-54 становилось все более очевидным. К тому времени на вооружение СССР поступил новый танк Т-55, что требовало срочного ответа от США. Поэтому приняли решение разработать новый танк с более мощным вооружением и защитой.
М60 — основной боевой танк США 1960-х гг.
В 1960 г. на вооружение армии США поступил новый танк, получивший обозначение М60. От своего предшественника, танка М48А2, он отличался 105-миллиметровой нарезной пушкой М68, которая изготовлялась в США по английской лицензии. Пушка М68 снабжена теплозащитным кожухом и эжектором. Для стрельбы может применяться широкий ассортимент снарядов, в том числе единые боеприпасы НАТО. В целом данное орудие по огневой мощи существенно превосходило 90-миллиметровую пушку М48. Единственный ее недостаток — отсутствие стабилизатора (устанавливается с 1972 г.), что исключало возможность вести огонь на ходу.
Помимо главного орудия на вооружении танка состоял спаренный с пушкой 7,62-миллиметровый пулемет M73 и 12,7-миллиметровый пулемет M85, установленный в командирской башенке, который можно использовать в качестве зенитного.
Среди прочих качественных отличий М60 от М48А2 — многотопливный 12-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом АУБ8-1790-2С и системой запуска двигателя при низких температурах. Кроме того, установлены такие современные системы, как автоматическая система пожаротушения, перископы, прицелы ночного видения, оборудование для преодоления водных преград глубиной до 3,5 м. В конструкции танка использовано большое количество деталей из алюминиевых сплавов, что позволило сохранить вес машины на уровне М48, при этом улучшив бронирование.
В 1972 г. появилась новая модификация танка со 152-миллиметровым орудием низкого давления, которое также использовали в качестве пусковой установки для управляемых ракет «Шилелла». Однако данное направление в США признали неперспективным, немногочисленные танки этой модификации вскоре сняли с вооружения и переоборудовали в машины специального назначения.
Последняя модификация М60АЗ, разработанная в 1978 г., отличалась рядом качественно новых модернизаций. Ствол пушки снабдили теплозащитным кожухом, исключавшим влияние температурного изгиба канала ствола при интенсивной стрельбе на точность. Танк оснастили современными приборами: лазерным прицелом-дальномером, электронным баллистическим вычислителем, тепловизионным прицелом. С 1979 г. на танк установили термодымовую аппаратуру (ТДА) многократного действия. С 1988 г. М60 комплектуются динамической защитой и системой ППО.
Танк М60А3
Танк М60 находился в производстве вплоть до 1987 г. и поступил на вооружение 22 стран мира. Всего выпустили 15 221 М60 различных модификаций. В 1997 г. последние танки М60 сняли с вооружения армии США, но до настоящего времени они состоят на вооружении 18 стран мира, среди которых Израиль, Турция, Португалия, Испания, Иран и др.
Служба и боевое применение
В отличие от своего предшественника, танка М48 «Паттон» III, дебют танка М60 был более чем удачным. В 1971 г. поставленные Израилю танки M60 и M60A1 участвовали в войне Судного дня, где главным испытанием для них должна была стать встреча с новейшим советским танком Т-62. Однако достойного противостояния, позволившего судить о превосходстве одного из этих танков, так и не произошло. В попытке ликвидировать израильскую угрозу правому флангу Второй армии на восточном берегу Суэцкого канала египетская 25-я бронетанковая бригада, в которой помимо прочей бронетехники находилось и около 100 новых советских танков Т-62, попала в организованную израильтянами ловушку. Оказавшись под подавляющим огнем орудий танков М60 и противотанковых управляемых ракет, египетская сторона, понеся большие потери, сопротивлялась в надежде продержаться и организованно отойти под покровом ночи. Однако их ждала неудача, так как новейшие приборы ночного видения американских танков позволили им преследовать противника и в темноте. По заявлению израильской стороны, потери противника составили около 85 танков Т-62. В то же время египетская сторона сообщила о потере около 45 танков, большинство из которых составили Т-62. Израильская сторона потеряла всего четыре танка М60, при этом два из них подорвались на своем же минном поле, преследуя отступавшие египетские танки.
Менее успешно сложилось противостояние американских танков М60 с советскими Т-62. В крупнейшем танковом сражении Ирано-иракской войны 68 января 1981 г. передовые иранские танковые бригады, в которых числилось 300 средних танков М60 и 100 легких танков М24 «Чифтен», у деревни Ахмет-Абад с ходу атаковали иракские оборонительные позиции, которые защищало около 300 танков Т-62. Попав в подготовленные иракскими войсками ловушки, иранские танки понесли большие потери (по разным данным, от 214 до 250 танков) и отступили. При этом Ирак потерял всего около 50 танков Т-62.
Внешне модификация М60А3 больше походит на современные ОБТ третьего поколения, чем на машину, разработанную в 1960-х гг.
В этом бою стало очевидно превосходство 115-миллиметрового бронебойного подкалиберного снаряда пушки танка Т-62, который уверенно поражал на средних и близких дистанциях американские танки, в результате вплоть до окончания войны иранские танкисты старались избегать лобового столкновения с современными советскими танками.
Несмотря на успешные действия иракских танкистов, наибольшие потери американских танков в ирано-иракской войне понесли не из-за действий средних танков Т-62, а из-за советских многоцелевых истребителей МиГ-23. Наиболее красочным эпизодом этого противостояния стало уничтожение советскими истребителями в марте 1986 г. скопления иранской бронетехники в районе Ахфаза, когда была полностью уничтожена механизированная дивизия, в составе которой находилось около 500 танков (преимущественно М60) и БТР.
Танки М60 также участвовали в Ливанской войне, вторжении США на Гренаду, войне в Персидском заливе и миротворческой миссии ООН в Сомали.
Основной боевой танк М1 «Абрамс»
Основной боевой танк США М1 «Абрамс», признанный авторитетным американским военно-аналитическим агентством «Форекест Интернэйшнл» лучшим танком современности, ведет историю с начала 1970-х гг. После провала совместного американо-германского проекта МВТ-70 была сформирована оперативная группа, в которую вошли военные специалисты США, а также представители заводов-производителей, чтобы сформулировать требования к новому ОБТ для американской армии. В основу легли результаты совместной американо-германской работы, с одной поправкой — стоимость нового танка должна быть ниже, чем предполагаемая стоимость МВТ-70. Результаты работы комиссии опубликовали в августе 1972 г. В целом широкий список требований, сформулированных оперативной группой, сводился к простой формулировке: «Новый танк американской армии должен успешно противостоять всем танкам, которые состоят на вооружении или в ближайшее время могут быть созданы в СССР».
Самое грозное оружие ближневосточных войн — танк М1 «Абрамс»
Впервые в истории США новый танк для американской армии решили разрабатывать на конкурсных началах. К участию в конкурсе допустили «Крайслер» и «Дженерал Мо- торс». 18 июля 1974 г. с ними заключили контракт на изготовление к началу 1976 г. опытных образцов нового танка. Оба образца были представлены в срок и после ряда конкурсных испытаний, которые проходили с 31 января по 7 мая 1976 г., военные выбрали вариант, спроектированный фирмой «Крайслер». Первые серийные экземпляры ОБТ М1 «Абрамс» были готовы в 1980 г. Тогда же танк назвали ««Абрамс» в честь генерала Крейтона Абрамса — младшего.
Танк «Абрамс» имеет классическую схему компоновки: основное вооружение размещается во вращающейся башне, отделение управления — в носовой, моторно-трансмиссионное — в кормовой части корпуса. Корпус и башня танка сварные. Отличительная черта корпуса танка — большой угол наклона верхнего лобового бронелиста. В лобовых частях корпуса и башни применено многослойное пассивное бронирование в виде модулей комбинированной брони «Бэрлингтон», созданной на базе английской брони «Шобхем», которая состоит из блоков керамического материала высокой плотности, закрепленных в резиновой основе между двумя стальными плитами. Все данные по использованию этой брони на американских танках засекречены, поэтому сегодня невозможно сказать, имеет ли американская броня «Бэрлингтон» какие-либо принципиальные отличия от английского аналога.
В качестве основного вооружения «Абрамс» получил 105-миллиметровую нарезную пушку М68А1, снабженную эжектором и стабилизированную в двух плоскостях — модернизированный вариант британской пушки Ь7А1.
Вспомогательное вооружение представлено двумя 7,62-миллиметровыми пулеметами М240 и дистанционно управляемым 12,7-миллиметровым пулеметом М2, установленным на командирской башен. Танк также оснащен гранатометами М250, которые предназначены для создания дымовой завесы.
Удельная мощность танка М1А1 равна 24,5 л. с./т
На танк установили газотурбинный двигатель AVCO «Ликоминг» AGT-1500, смонтированный в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100-3B. Выбор в пользу газотурбинного двигателя был сделан из-за его меньших габаритов и веса, при этом он намного тише дизельного и имеет гораздо большую мощность. Благодаря газотурбинному двигателю М1 «Абрамс» с боевой массой 54,4 т способен разогнаться до 30 км/ч всего за 6 с.
Новый танк под обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» 17 февраля 1981 г. приняли на вооружение армии США. Однако работы над ОБТ не закончились, он продолжает модернизироваться до настоящего времени. Всего помимо базовой модели выпустили 13 модификаций танка «Абрамс».
В августе 1984 г. на вооружение поступила модификация М1А1, которая отличалась от базовой модели изготовленной по немецкой лицензии 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой М256 компании «Феинметал». М1А1 также обладала улучшенной броневой защитой, усовершенствованной системой управления огнем, новой радиостанцией AN/ VRC-12 и рядом других модификаций.
Эта модификация оснащалась системой коллективной защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости создавала избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него отравляющих веществ или радиоактивной пыли. Боевая масса модернизированного танка возросла до 61,3 т.
С 1988 г. на некоторых танках, получивших обозначение M1A1HA (1988) и М1А- 1НА+ (1991), в состав лобовой брони корпуса и башни ввели пластины из обедненного урана. Благодаря высокой плотности при небольшой толщине они обеспечивают эффективное разрушение кумулятивной струи.
В 1994 г. представили модификацию М1А2, конструкция которой максимально отвечает характеру современной войны. Корпус и башня данной модификации изготовлены из специальной усовершенствованной брони, способной противостоять современным противотанковым средствам. С этой же целью улучшено бронирование крыши танка. М1А2 также оснащен новейшей системой управления огнем, независимым тепловизионным панорамным прицелом командира и тепловизионным прибором наблюдения для механика-водителя, новым прицелом наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и т. д. На смену многочисленным проводам и системам пришла единая боевая информационно-управляющая система IVIS.
Развитие инженерной мысли американских танкостроителей в дальнейшем воплотилось в модификациях M1A2 SEP (1999) и M1A2 SEP V2 (2008). На M1A2 SEP в частности впервые применили систему управления войсками FBCB2, которая позволяет обеспечивать экипажи танков и командиров боевых подразделений всей необходимой информацией на поле боя в реальном времени. M1A2 SEP V2 отличается интеграцией самых современных технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего».
Отдельно следует упомянуть комплект дополнительного оборудования и бронирования, или TUSK, повышающий боевые возможности в городских условиях который создан, чтобы обезопасить танк в условиях городских боев. В комплект TUSK входит комплекс динамической защиты ARAT, повышающий уровень защиты бортов и кормы от кумулятивных средств поражения. Дополнительно моторное отделение защищает противокумулятивная решетка. Приняты меры по улучшению противоминной защиты танка: под днищем установлены дополнительные панели комбинированной брони. Расположенный над люком заряжающего 7,62-миллиметровый пулемет M240 оснащен дистанционным управлением и двухканальным прицелом с тепловизионным каналом. Дополнительный пулемет М2 смонтирован на маске орудия. Для улучшения взаимодействия с пехотой в комплект TUSK входит специальная гарнитура для связи с пешими подразделениями и т. д.
Но, несмотря на широкий ряд несомненных преимуществ М1 «Абрамс», у танка есть и недостатки. Газотурбинный двигатель, потребляет слишком много топлива, что делает танк дорогим в эксплуатации, уменьшает запас хода, создает дополнительные проблемы со снабжением. Боевой опыт применения М1 «Абрамс» показал склонность газотурбинных двигателей к перегреву и самовозгоранию.
Дорогое бронирование танка по-прежнему не гарантирует защиту машины и экипажа. Один из главных недостатков классической компоновки — слабое бронирование крыши, днища и бортов танка. Большинство современных противотанковых средств типа американского переносного противотанкового ракетного комплекса FGM-148 «Джевелин» способны с высокой точностью поражать танк именно в эти уязвимые точки. Данная проблема усугубляется в ходе боевых действий в городских условиях, когда противник может поразить любую проекцию танка с короткой дистанции и смертельными становятся даже пехотные противотанковые средства, разработанные еще в 1960-х гг. Возможности же по улучшению бронирования уязвимых участков танка М1 «Абрамс» практически исчерпаны.
Не стоит переоценивать и возможности урановой брони, так как урановыми пластинами также защищены только лобовые детали танка. К тому же до сих пор не выяснили, как влияет такая броня на здоровье экипажа.
Танк «Абрамс» с экипажем
М1 «Абрамс» — это сложно сконструированный танк, довольно дорогой для массового производства и эксплуатации. Тем не менее, к настоящему моменту выпустили 9880 единиц таких танков и в ближайшее время, учитывая большой спрос, их производство продолжится. Танк состоит на вооружении Австралии, Египта, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и США.
Служба и боевое применение
М1 «Абрамс» создавался прежде всего как ответ СССР, поэтому первыми новые танки получили бронетанковые части, дислоцированные в Западной Германии. В дальнейшем именно в ФРГ направляли самые новые модификации. Но задействовать эти танки в Европе так и не пришлось. С распадом СССР в 1991 г. закончилась холодная война. Основным театром военных действий для американского танка стал Ближний Восток, а основными противниками по-прежнему остались танки советского производства, для уничтожения которых «Абрамс» и создали.
Боевое крещение М1А1 и М1 «Абрамс» приняли в ходе операции многонациональных сил по освобождению Кувейта и разгрому иракской армии в феврале 1991 г. В операции «Буря в пустыне» танки «Абрамс» показали высокую боеготовность и технологическое превосходство.
Они были гораздо сильнее танков советского производства, состоявших на вооружении Ирака. Так, благодаря тепловизионному прицелу экипажи танков «Абрамс» могли обнаруживать противника в темноте или тумане, а мощное орудие позволяло поражать устаревшие Т-54 и Т-62 на максимальных дистанциях. В таких условиях экипажи иракских танков не могли даже определить позицию, с которой велся огонь, не говоря уже о сопротивлении.
По заявлению Пентагона, в ходе кампании в Персидском заливе «Абрамсы» уничтожили несколько сотен танков, среди которых Т-54/55, Т-62, Т-59, Т-69 и Т-72. Американская сторона потеряла всего 18 машин. При этом девять танков пострадали от «дружественного огня» (преимущественно от основного боевого вертолета армии США AH-64 «Апаш»), еще девять подорвались на минах. Однако все они были эвакуированы с поля боя и после ремонта вернулись в строй.
Удачный дебют американских танков во многом определил их успех на мировой арене. Однако достижения американских танков в этом конфликте не стоит переоценивать, поскольку на это повлиял ряд факторов. Так, боевые действия велись преимущественно на открытой пустынной местности при поддержке артиллерии и авиации. В таких условиях уязвимые места танка оставались недоступными для врага, на вооружении которого не было современных противотанковых средств. Сопротивление оказывали безнадежно устаревшие советские танки. Даже относительно новый Т-72 не был для американского танка достойным соперником, так как на вооружении армии Ирака состоял в базовой комплектации, без современных средств защиты. Прекрасно подготовленным американским танковым экипажам противостояли плохо подготовленные экипажи иракских танков, которыми руководили командиры, не представлявшие, как управлять такой массой бронетехники.
М1А1 патрулирует ирано-сирийскую границу
Силы США и их союзников 20 марта 2003 г. вторглись в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна. На острие бронированного удара находились танки «Абрамс». Начальный период этой кампании имел много общего с войной 1991 г., что во многом определило успех американских танков. Однако в ходе дальнейшего противостояния выявились и слабые стороны американских машин. Так, в городах танки становились весьма уязвимы для пехотного противотанкового вооружения и несли ощутимые потери. По мнению специалистов, наиболее чувствительным местом был моторный отсек, обеспечить полноценную защиту которого в ходе уличных боев сложно. В итоге, по заявлению Пентагона, за время войны в Ираке потеряно 80 танков «Абрамс», что допустимо для восьмилетнего боевого конфликта.
Помимо Ближнего Востока танки «Абрамс» участвовали в миротворческих операциях в Югославии, Сомали и Афганистане
Какие танки стоят на вооружении США
Обычно, говоря об американских танках, на ум приходит только Абрамс. На деле же это не единственный танк армии США. О них мы и поговорим далее.
Абрамс
Основной боевой танк США. По сути, это единственная машина этого класса, стоящая на вооружении американской армии.
Танк был разработан в 80-м году, многократно модернизировался и входит в число лучших танков современности. Изначально машина была вооружена 105-мм пушкой, а позже получила 120-мм.
M8
В 1985 году на замену легкому авиадесантному танку Шеридан был разработан М8.
Танк вооружен 105-мм пушкой, способен вплавь преодолевать водные преграды и десантироваться с воздуха. Имеет лишь противопульное бронирование.
Правда, в 1996 году программу финансирования урезали и всего было выпущено всего 11 машин.
Официально M8 все еще стоит на вооружении США и, если возникнет острая необходимость, производство танков может быть налажено. Но на практике построенные 11 машин не используются.
Страйкер
В оригинале это даже не танк, а БТР. Однако, есть модификация М1128 с 105-мм пушкой, что позволяет отнести машину к почти полноценному колесному танку.
Как и положено классическому БТРу, М1128 оснащен лишь алюминиевой противопульной броней.
Ripsaw
В оригинале Ripsaw — это беспилотная разведывательная машина на гусеничной платформе. Позже у него появилась модернизированная пилотируемая версия, вооруженная пулеметом (плюс масса гражданских версий а ля гусеничный вездеход). А еще позже модификация M5 — уже беспилотный мини-танк, вооруженный 30-мм пушкой.
«Абрамсы» против Т-72 и «Арматы»: чьи танки круче
Танки стали главными боевыми единицами на полях сражений Второй мировой войны. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Сегодня тяжелые боевые машины участвуют во всех вооруженных конфликтах, а количество бронетехники — определяющий показатель боеспособности любого государства. На чем ездят американские танкисты? Почему российские Т-72 до сих пор в строю? На что способны американские «Абрамсы»? И почему они не пережили «Бурю в пустыне»? Какой танк стал национальной гордостью Германии?
Легендарный Т-72
У России самая большая танковая армия в мире — 22 тысячи боевых машин. Треть этого арсенала — знаменитые советские танки Т-72. Этот танк еще называют «Урал». Он поступил на вооружение в 70-х годах и с тех пор пережил несколько модификаций.
Он участвовал во многих конфликтах в Азии, Африке, на Ближнем Востоке, стоял на вооружении десятков стран мира. Начиная с 1973 года, советские заводы выпустили 30 тысяч 72-х танков, большую часть сразу отправили на экспорт. Сегодня ими вооружены армии всех бывших республик СССР и стран-союзников.
В Китае на базе Т-72 даже разработали собственную боевую машину, а в Индии до сих пор используют танки, купленные у Советского Союза. Последние три года российские танкисты получают модернизированные версии боевой машины Т-72Б3.
Орудие танка стало мощнее, появились обновленный двигатель и современная система лазерного прицеливания. Наводчикам семидесяток больше не нужно вручную следить за объектом, теперь достаточно лишь захватить его. И даже если противник заедет в укрытие, «умный» прицел сам рассчитает траекторию движения, чтобы сделать точный выстрел.
Американский «Абрамс»
Основной боевой танк США «Абрамс» всегда был главным конкурентом российских машин, но только теоретически — в реальном бою семидесятки и «Абрамсы» никогда не встречались. По словам экспертов, именно поэтому выделить однозначно лидера очень сложно. Да, американский танк лучше чувствует себя ночью и оснащен более крепкой броней, но у российского Т-72Б3 в арсенале реактивные снаряды, ими можно стрелять даже по спичечным коробкам. «Абрамс» тяжелее нашей семидесятки почти на 25 тонн, поэтому главный его недостаток — низкая проходимость.
«Он хорошо «бегает» по достаточно твердым грунтам за счет установленной турбины, но он очень тяжелый. Он выгребает гусеницами из-под себя фактически весь грунт и садится на брюхо, в грязевых болотах проваливается», — отметил военный историк Борис Юлин.
Чьи танки лучше?
В отличие от американской машины, российский танк грязи не боится. К тому же, его легко можно отремонтировать в полевых условиях. Конструкторы усилили броню. Например, этот танк в Сирии выдержал попадание двух противотанковых ракет. Несколько лет назад военные эксперты решили сравнить две машины и провели закрытые испытания.
«Абрамсы» обстреляли из орудий Т-72. В результате американцы потеряли несколько своих танков. Несмотря на все недостатки «Абрамсов», армии ближневосточных стран уже купили у США около 1200 танков. За каждый экземпляр заплатили по 8 миллионов долларов.
Лазаро Олива командует подразделением, в которое обновленные «Абрамсы» поступают в первую очередь. Во время испытаний на полигоне танкисты фиксируют все показатели боевой машины. Если солдаты обнаруживают явный недостаток или заводской брак, то танк возвращается инженерам на доработку.
«Когда первые «Абрамсы» отправили в Ирак, на них устанавливали турбинные двигатели, как на самолетах. Для работы им требуется много воздуха. Попав в первую же песчаную бурю, почти все танки сломались. В итоге солдатам пришлось самим делать воздушные фильтры из чего попало: из тряпок, футболок, даже женских колготок. На следующей версии недостаток устранили, теперь мы долго испытываем каждый танк на максимальных нагрузках, чтобы подобные инциденты не повторялись», — отметил командир танкового батальона армии США Лазаро Олива.
Но, по словам военных экспертов, даже модернизированный «Абрамс» рядом с российской «Арматой», как телега возле звездолета. Российская машина защищена современнейшей встроенной динамической броней, а на дне нашего танка установлена специальная противоминная конструкция. Это первая в мире активная защита от мин на серийном танке. Кроме того, у «Арматы» есть комплекс «Афганит», он сбивает любые снаряды и ракеты противника.
Каждые несколько лет американские инженеры выпускают обновленные версии «Абрамса», но собственную пушку в США разработать так и не смогли. На эти танки до сих пор устанавливают немецкие 120-миллиметровые орудия. Раньше такие использовались на танках «Леопард-2».
Немецкий «Леопард-2»
Немецкие инженеры установили на боевую машину орудия калибра 150 миллиметров. Для современных танков это слишком тяжелое оружие, но «Леопард» и так весит почти 70 тонн, поэтому утяжеление в пару тысяч килограммов даже не ощущается экипажем.
«Сначала был создан «Леопард-1», уже чуть позже был создан танк «Леопард-2», который обладает неплохими динамическими качествами, который обладает весьма хорошей и убойной огневой мощью», — сказал военный эксперт Александр Михайлов.
Первые модификации «Леопарда» уже сняты с вооружения, и теперь их можно увидеть только в музеях и частных коллекциях. Ричард Орр — фанат немецкого танкостроения, поэтому, когда на аукционе появился списанный «Леопард-1» стоимостью 400 тысяч евро, он не смог пройти мимо. Теперь Ричард ведет блог и рассказывает подписчикам о своем новом внедорожнике со 120-миллиметровой пушкой.
«Этот танк выпустили в семидесятых, и он отлично сохранился. Здесь работает абсолютно все, кроме пушки, конечно. Кстати, если вы не знали, это та самая пушка, которую сначала ставили на новый «Леопард-2». За 50 лет она почти не устарела», — рассказал Ричард Орр.
Фанаты немецких танков, которым не по карману настоящий бронированный монстр, довольствуются конструкторами и миниатюрами. Парадокс, но в Германии игрушечный «Леопард-2» — хит среди взрослых мужчин.
Игрушечные танки для взрослых
Кристоф Макку собирает модели раритетной техники и винтажные видеоигры. Недавно в его коллекции появился и долгожданный конструктор «Леопард-2».
«Здесь есть даже противотуманные фары, и маленькая лопатка прикрепляется к корпусу. Потрясающая детализация. Я собирал эту модель почти месяц. Хорошо, что к нему прилагается очень подробная пошаговая инструкция. Они проработали все до мельчайших деталей. Даже гусеницы на этом танке действительно крутятся. Еще поворачивается башня, а пушка может менять положение», — отметил коллекционер Кристоф Макку.
Есть и третий вид фанатов немецкой боевой техники — команда молодых инженеров из Германии делает собственные танки. Правда, в них помещается всего один человек, а стреляют эти машины шариками с краской. Молодые люди устраивают загородные пинбольные танковые битвы.
Почему списали Abrams?
К М1 Abrams, несмотря на череду успешных для США войн, накопилось немало претензий. Силовая установка, орудие, ситуационная осведомленность экипажа на поле боя ‒ всё это требовало замены. Обычной модернизацией до уровня M1A2SEP и TUSK для боёв в городе, а также вопрос выживаемости на поле боя решить так и не удалось. Зато боевая масса значительно выросла и в самой навороченной версии М1 начал весить более 65 тонн.
В 2018 году в рамках борьбы с терроризмом значительная часть отправленных в Ирак М1 была либо повреждена, либо попала в руки проиранских вооруженных формирований, и почти сразу после этого официальные лица в Пентагоне начали делать заявления о скором списании боевой машины со службы.
И хотя официальная похоронка на М1 по-прежнему не оформлена, возобновить его производство даже при желании будет невозможно. Завод в Лиме, производивший машины, почти канул в небытие — с 2019 года темпы производства бронетехники меньше одной машины в месяц.
После начала вывода американских войск из Ирака и Афганистана стало очевидно, что громоздкой бронетехнике больше нет места в войсках, и Пентагон начал делать ведущим компаниям недвусмысленные предложения о замене сверхтяжелого танка.
Однако поиски экстренной замены М1 лёгкими тоже назвать нельзя — сначала военные не могли определиться с требованиями, потом «кошмарили» поставщиков, и в итоге после нескольких лет мытарств боевой машины будущего до сих пор нет. М1, кстати, по-прежнему выпускаются в версиях SEP V3 и других «высокозащищенных» модификациях, однако кроме как сдерживанием непонятных угроз эти машин не занимаются, и в реальных боевых действиях не участвуют.
Замену легенде делали две компании, но обе потерпели неудачу
Несмотря на то, что М1 производят и в 2020 году, приговор этой машине вынесли пятью годами ранее. Полноценной заменой М1 долгое время считались бронемашины Stryker, однако им в последнее время досталось «на орехи». Военные критиковали мобильность, 105-миллиметровую пушку, которая не пробивает броню не только современных танков, но и боевых машин предыдущего поколения, и низкую надёжность конструкционных элементов, не выдерживающих контакта с ракетами и фугасами.
В 2018 году американские морпехи вообще заявили, что настолько тяжёлая и неповоротливая машина как М1 им просто не нужна, а позднее рейнджеры и сухопутные войска армии США внезапно «прозрели» и начали критиковать отправленные им в помощь колёсные танки Stryker. В итоге Пентагон срочно начал поиски одного из двух «стульев», на который и родные войска посадить не стыдно, и на экспорт продать тоже захочется.
Конкурс на создание машины по проекту MPF (Mobile Protected Firepower) выиграли две компании ‒ BAE Systems и General Dynamics. Первые не стали мудрить с начинкой и перевыпустили танк М8, который производили с 1985 по 1994 годы. Любопытно, что почти никаких изменений в конструкцию не добавили. Танк по-прежнему оснащается пушкой калибра 105-мм и форсированным двигателем мощностью 630 лошадиных сил. Машина имеет три варианта бронирования и может комплектоваться индивидуально под каждый род войск.
General Dynamics пошли другим путём. Взяв за основу дизайн САУ М109, компания представила самоходную машину с орудием калибра 120-мм. Переднемоторную компоновку новая боевая машина унаследовала от единой модульной платформы, на которой британцы построили БМП «Аякс», поэтому вариант от General Dymanics получился наиболее приемлемым для военных по целому ряду характеристик.
В апреле 2020 года танк Griffin 2 представили официально, однако шансы на успех у этой машины, как говорят специалисты, пока что минимальны.
Главным минусом обеих машин считается посредственное бронирование. Тут новым танкам указали на невозможность установки комплексов активной защиты Trophy, которые американская армия закупала в Израиле. Обстрел прототипов BAE Systems и General Dynamics показал, что о тесном огневом контакте с противником пока не может быть и речи. Датчики систем оказались недостаточно оперативными по части засечки облучения противником, а многослойная гомогенная броня не выдерживала попаданий обычных противотанковых ракет и разрыва корректируемых бомб, например таких, как GBU-22 Paveway.
В итоге в фокусе внимания оказались не два танка, которые должны были заменить М1, а совершенно другой проект. В августе 2020 года Центр наземных транспортных систем (GVSC) армии США сообщил о том, что работы над боевой машиной следующего поколения в рамках программы Future Decisive Lethality находятся на завершающей стадии. Однако внимательный читатель и любитель техники сразу найдет нестыковку. Программа FDL выросла из программы NGCV, в рамках которой создают перспективную боевую машину на замену БМП Bradley, и потеснить Abrams с позиций первого разносчика демократии у этой программы вряд ли получится.
Хотя бы потому что перспективный боевой модуль, который сможет занять промежуточное положение между 25-миллиметровой пушкой Bushmaster и танковым орудием калибра 105/120 мм, в США по-прежнему нет.
Новый танк придется ждать не менее трех лет – и это оптимистичный прогноз
Попытка создать перспективный танк для войн будущего в США пока не может увенчаться успехом сразу по нескольким причинам. Во-первых, представленные BAE Systems и General Dynamics машины при сравнительно небольшой массе (до 25 тонн в самом защищенном варианте) обладают посредственным бронированием, и вряд ли переживут встречу с ПТРК или «истребителем танков», таким как «Спрут-СДМ».
Во-вторых, полностью провалилась концепция создания «супертанка», которую реализовали в России. Т-14 на платформе «Армата» смогли поместить на сравнительно легкую «тележку», в результате чего масса танка не превышает 45–47 тонн в обычном исполнении и 48 тонн в исполнении «полный фарш» для боёв в городской застройке.
Самый защищенный вариант бронемашины, допускаемый к участию в программе NGCV, приближается к 40 тоннам. При этом достоверных данных о том, чем будет вооружена машина, по-прежнему нет, и скорее всего, появления танковой пушки Rheinmetall L44 калибром 120-мм на этой машине любители американской бронетехники не дождутся.
С учётом того, с какой путаницей и спорами заказчик системы и подрядчики подошли к решению вопроса, относительно будущего бронемашин в США возникает немало вопросов. Что касается танка М1 Abrams, который американцы поспешили списать с боевой службы, то, вероятнее всего, супертяж американской армии на какое-то время останется в строю и еще повоюет.
Горизонт планирования бронетанковых соединений в США, на котором М1 рассчитывают поменять на более современную машину ‒ это примерно 2023 год. Не исключено, что «поправка на ветер» спровоцирует сдвиг программы вправо на пару лет. Это значит, что фактически перед выбором «оставить или заменить» американские военные окажутся к середине 20-х годов.
Какими будут прототипы, доработанные BAE Systems и General Dynamics к этому времени, пока неизвестно. Но прорывные артиллерийские решения и уникальные системы бронирования за такое время вряд ли успеют появиться.
5 стран с самым большим количеством танков на вооружении
На вооружении сухопутных войск любой страны находятся специальные многоцелевые боевые машины большого размера с устрашающим видом – танки. Эти неповоротливые монстры сочетают в себе броню, высокий уровень защиты и огневую мощь, чтобы противостоять противнику, поддержать огнем пехоту при захвате и удержании территории. Вот почему они являются важным элементом вооружения любой страны и насчитывают тысячи единиц.
Если на кого-то со скоростью 65 км/ч движется вооруженный монстр весом 70 тонн, то он несколько раз подумает, становиться ли на пути у сильной и современной боевой машины. Назвать точное число танков очень трудно, так как некоторые государства, которые гордятся своим вооружением, в открытую заявляют о количестве этих боевых машин, другие же умышленно замалчивают информацию. Те же цифры, что уже известны, очень противоречивы. Поэтому при составлении обзора принимались во внимание данные, заявленные правительствами государств.
5. Северная Корея: 5 500 основных боевых танков
Танки в Северной Корее
Любые цифры относительно Северной Кореи необходимо поддавать сомнениям, так как государство стремиться средствами неправдивой, завышенной статистики обеспечить себе превосходство над вечным врагом, Южной Кореей. Китай и бывший СССР поставляли в Северную Корею танки, в то время как страна сама увеличила производство танков Chonma-ho на основе Т-62 и P’okpoong-ho, построенных на северокорейских заводах (North Korean Second Machine Industry Bureau).
4. Индия: 5 978 основных боевых танков
Каждый военный историк и фанат фильма «Принцесса-невеста» знает, что никогда нельзя ввязываться в войну в Азии. Но если страна вынуждена вступить в военный конфликт на этой огромной территории, то обязана иметь большие танковые войска. Четыре самые многочисленные танковые армии в мире принадлежат странам Азии. Большинство танков, которые находятся на вооружении Индии, это Т-72 с 125 мм пушкой и мощным разрушительным эффектом.
3. Китай: 9 000 основных боевых танков
По статистике Китай находится на втором или третьем месте по количеству танковых войск в мире. На вооружении находятся танки Type 59 и Type 96, и большое количество Type 99 с 125 мм пушкой. Броня танка последних оснащена лазерными системами обороны, а сам танк может развивать скорость 80 км/ч.
2. США: 9 125 основных боевых танков
Соседями США являются Канада и Мексика, и государству, казалось бы, не имеет смысла наращивать вооружение, опасаясь вторжения по суше. Действительно, увеличивать количество основных боевых танков для США нет нужды, так как в основном государство делает ставку на развитие военно-морского флота и воздушных сил. На вооружении США находятся тысячи единиц танка М1 Abrams и его модификаций. Будущее танковых войск США за танком М1А3 Abrams, который конкурирует с высоко модернизированным танком Южной Кореи, К2 Black Panther.
1.Россия: 22 710 основных боевых танков
Не удивительно, что Россия находится на первом месте в нашем списке. Количество вооружения обуславливается длинной границы государства, 19312 км, которую необходимо контролировать и защищать. Большинство танков стоят в законсервированном состоянии – танки Т-54, Т-64, а современный танк Т-90 готов вести боевые действия в любую минуту. В будущем Россия рассчитывает создать полностью дистанционно управляемый танк на основе платформы «Армата». Все идет к тому, что танки на полях сражения будут воевать без экипажей и управляться на расстоянии. А возможно, что со временем всю военную технику превратят в гражданскую.