Какие танки производятся в США и превосходят ли они российские?
Сейчас США обладают самой мощной армией в мире, что подтверждено официальными мировыми рейтингами. Страна инвестирует огромные средства в развитие новых технологий и вооружения. Неудивительно, что американские танки считаются одними из лучших и самых мощных, и на международной арене с ними всегда считаются. Производственные мощности США постоянно совершенствуются.

Боевой танк м1 «Абрамс» (США)
Сравнение вооруженных сил России и США на 2022 год
После завершения Второй мировой войны на международной арене утвердилась доминирующая роль двух сверхдержав – СССР и США. Создание ядерного оружия только усилило их влияние. С тех пор две страны воспринимают друг друга как возможных соперников, что ознаменовало начало холодной войны и гонки вооружений. Ситуацию можно сравнить с взведенным курком, где любое неосторожное движение может привести к катастрофическим последствиям. Были действительно критические моменты, когда мир оказывался на грани Третьей мировой войны. В настоящее время напряженность в отношениях между Россией и Соединенными Штатами вновь возрастает, и разногласия возникают на фоне действующих боевых действий в Сирии и на Украине. Несмотря на осознание обеими сторонами, что дипломатические методы разрешения конфликтов являются предпочтительными, вероятность открытого противостояния остается высокой.
Ситуация осложняется тем, что США не просто член НАТО, а фактически составляет его основу. Военный блок, созданный СССР, больше не существует, поэтому в случае возникновения военного конфликта нам остается рассчитывать, максимум, на поддержку Китая.
Не требуется быть экспертом, чтобы распознать сложившуюся ситуацию. Всем интересно знать, какая армия сильнее – российская или американская. Стоит сразу отметить, что однозначного ответа на этот вопрос не существует. Боеспособность армии определяется несколькими факторами. Если проводить сравнение по этим показателям, то лидерство может переходить от одной страны к другой. Мы предлагаем рассмотреть различия в вооруженных силах России и США по наиболее значимым критериям, а вопрос о том, какая из армий сильнее, надеемся, так никогда и останется без окончательного ответа.
Сравнение численности вооруженных сил
Как вы, вероятно, поняли, далее будут представлены цифры. Откуда они берутся? Сомнения вполне оправданы – официальные источники не публикуют информацию о составе армии. В открытом доступе имеется пара данных, которые просочились случайно, а также информация от зарубежных разведок и аналитиков. Это означает, что ниже представленные значения не являются точными, и их не обязательно знать для сравнения на 2022 год. Достаточно лишь установить порядок превосходства одной армии над другой. Реальная ситуация не претерпит кардинальных изменений, поэтому мы используем приблизительные данные, которые иногда будем округлять.
Эффективность армии напрямую зависит от общего числа населения. Например, численность России составляет примерно 143 миллиона человек, тогда как в США – около 315 миллионов человек. Что дают эти цифры? В случае начала военных действий для пополнения рядов вооруженных сил придется привлекать гражданское население. В США число мобилизованных граждан, вероятно, окажется выше.
Следует понимать, что не все граждане могут быть призваны на службу. В ситуации военного положения мобилизация коснется только тех, кто стоит на воинском учете. Мобилизационный резерв в России составляет 30 миллионов человек, а в США – 56 миллионов человек.
Цифры являются теоретическими, так как практически задействовать резерв на полную мощность ни одна из стран не сможет. Основная причина заключается в нехватке вооружения, экипировки и других ресурсов. Однако преимущество США состоит в том, что восполнение потерь в их армии будет осуществляться гораздо эффективнее.
Сравнивать армии по численности контингента довольно сложно. В России количество военнослужащих составляет около 1 миллиона человек, из которых примерно 300 тысяч – это солдаты-срочники. В свою очередь, США полностью комплектуют свою армию профессиональными контрактниками, и ее численность составляет 1,4 миллиона человек. Сравнивать эти два показателя практически не имеет смысла.
Сухопутные войска
Хотя армия США по численности личного состава занимает лидирующие позиции, по техническому оснащению сухопутных войск российская армия находится на передовых позициях.
- Прежде всего, это касается числа танков. На вооружение поступило около 15 тысяч единиц, и с выходом на рынок танка нового поколения «Армата» был сделан акцент на модернизацию частей новыми образцами техники. Министерство обороны планирует до 2023 года увеличить количество «Армат» до 2300 штук. При этом более старые модели танков Т-80 и Т-90 все еще активно используются. Независимые эксперты отмечают, что американский «Абрамс» в ряде характеристик уступает «Армате». Для справки укажем, что количество танков в американской армии не превышает 8,5 тысячи.
- Ситуация с численностью БТР почти аналогична, с небольшим перевесом в пользу России. Соотношение составляет примерно 25000 к 27000.
- Что касается реактивных систем залпового огня и артиллерии, то здесь преимущество на стороне российской армии, так как по числу оборудования Америка значительно отстает.
Стоит также упомянуть о преимуществе срочной службы. Благодаря военным кафедрам и учебным заведениям в нашей армии больше специалистов, способных обслуживать сухопутную технику. Солдаты-срочники за полгода осваивают необходимые навыки.
Военная авиация
Долгое время считалось, что военные силы НАТО обладают превосходством в воздухе благодаря количеству самолётов. Если сравнивать лишь с ВВС США, то явное преимущество было на их стороне: по числу летательных аппаратов Америка опережала Россию на тринадцать тысяч, тогда как у России было около 3000 единиц.
Однако недавно произошла значительная утечка информации из американских источников, согласно которой реальное число боевых самолётов в армии составляет не более 2000. Даже командующий ВВС США признал, что Россия быстро наращивает свои силы и возможности в авиации. Так куда же пропали 11 тысяч самолётов? Оказалось, что при подсчёте учитывались не только боевые, но и транспортные самолёты, а также вооружение стран НАТО.
Не стоит недооценивать значение транспортной авиации, так как она играет ключевую роль в обеспечении армии и в организации логистики. Российские эксперты утверждают, что нам не нужно слишком развивать логистику, так как у американцев есть практика воевать на чужой территории, в то время как мы защищаем свои границы. Однако такая точка зрения считается недостаточно убедительной и не дальновидной, поскольку российская военная авиация уступает по численности в следующих отношениях:
- военные вертолёты – 6/1;
- штурмовые самолёты – 2/1;
- истребители – 3/1.
Эти статистические данные не вселяют оптимизма, но с 2016 года Россия начала модернизацию своих боевых самолётов. Хотя США первыми представили истребитель пятого поколения F-22, модернизированные Су-35-С могут составить ему серьёзную конкуренцию. Против F-15 российские ВКС могут использовать Су-27-СМ, которые не имеют аналогов среди самолётов четвёртого поколения. В настоящее время завершаются испытания и уже начались поставки в ВС РФ новейших самолётов пятого поколения ПАК ФА с индексом Су-57.

F-15
На данный момент с увеличением финансирования парк самолётов активно пополняется. Если курс на переоснащение останется прежним, то к 2023 году разрыв в количестве самолётов станет практически незаметным. Однако ключевым фактором для обеспечения господства в воздухе остаётся состояние противовоздушной обороны. Наши системы С-400 и С-500 надёжно защищают воздушные границы. Даже американские эксперты признают, что уровень развития российской ПВО находится на высшем уровне.
Военно-морской флот
Состояние военно-морского флота двух армий можно считать сбалансированным. В некоторых аспектах российский флот отстает от западного, в других, наоборот, опережает. Однако разница в количестве кораблей незначительна. Приведем примерные данные о численности судов американского флота в сравнении с российским:
- все военные суда – 400/300;
- авианосцы – 10/1;
- подводные лодки – 72/79;
- фрегаты – 15/4;
- эсминцы – 62/13;
- корветы – 0/75;
- сторожевые корабли – 13/65.

Новый эсминец США Zumwalt
Теперь проведем краткий анализ. Все знают о возникших проблемах, связанных с передачей вертолетоносцев Мистралей. Министерство обороны официально заявило, что этот печальный случай не оказал никакого влияния на военную мощь российского флота. В наших стратегиях не предусмотрено использование боевых вертолетов на значительном удалении от берега.
По этой причине ВМФ не планирует увеличивать число авианосцев. С точки зрения специалистов, количественное преимущество американцев в авианосцах не имеет значения при сравнении реальной боевой способности армий. В то же время Россия обладает явными преимуществами в области подводных лодок, причем дело не только в их численности. Большинство наших подводных кораблей способны нести ядерное вооружение, в то время как у американцев таких единиц всего лишь несколько.
Ядерное вооружение
Камнем преткновения в отношениях между Россией и США стало ядерное вооружение. Данные свидетельствуют о том, что количество боеголовок в российской армии превышает американские показатели. При этом российские ракеты обладают более высокой технологической оснащенностью. После официального отказа России сократить ядерный арсенал, США начали размещать системы противоракетной обороны у наших границ, поддерживаемые союзниками по НАТО. Россия занимает жесткую позицию, подчеркивая, что наше ядерное оружие выполняет сдерживающую функцию и способствует поддержанию мирового порядка.
Таким образом, статус американских вооруженных сил как самых сильных в мире подтверждается статистическими данными. Однако, учитывая дополнительные факторы, их лидерство можно поставить под сомнение. Конечно, США не намерены останавливаться, и Джо Байден объявил о планах по увеличению военного бюджета. В то же время, курс России на реформирование вооруженных сил станет более заметным в ближайшие годы, поэтому в 2022 году можно говорить о паритете в военном потенциале.
История танкостроения в США
В конце XIX — начале ХХ века в США стремительно развивались тяжелая промышленность и инженерные кадры, готовые к созданию нового типа вооружения — танков. В Америке был сконструирован и построен трактор «Холт», который послужил основой для первых европейских танков. Так что США вполне можно считать первооткрывателем танкостроительства.
С 1915 года в частном порядке разрабатывались проекты машин, которые могли стать прообразами танков, но правительство и военное командование не проявляли интереса к идее создания тяжелых бронированных машин. Это было связано с тем, что в начале XX века США стремились избежать конфликтов в других странах и не рассматривали участие в боевых действиях за границей, а для защиты собственных границ предпочитали развивать флот. На Североамериканском континенте для ведения боевых действий достаточно было имеющегося вооружения, так как противники были слабо вооружены.
Синоним «Сикс-тон Тэнк» M1917 — «Форддвухместный»
В начале Первой мировой войны, придерживаясь политики изоляционизма, США стремились сохранять нейтралитет. Однако потопленные американские суда и перехваченная телеграмма министра иностранных дел Германии Артура Циммермана, где обсуждалось привлечение Мексики к Германии в возможной войне против США, заставили президента Вудро Вильсона обратиться к Конгрессу за разрешением на участие в войне. 6 апреля 1917 года США объявили войну Германии.
Первые американские солдаты прибыли в Европу 27 мая 1917 года под командованием генерала-майора Джона Джозефа Першинга. Этот опытный генерал быстро осознал бесперспективность окопной войны и познакомился с развивающимися бронетанковыми войсками европейских стран. Идея применения мобильных и хорошо защищенных машин на поле боя пришлась ему по душе, и он стал основным инициатором создания танковых войск США. В это время компания «Холт» уже начала разработку машины, аналогичной первому английскому танку «Малыш Вилли».
По инициативе генерала Першинга 26 января 1918 года началось формирование американского Танкового корпуса, который состоял из двух частей — танкового корпуса в составе Американских экспедиционных сил в Европе (дислоцировавшегося во Франции и Великобритании) и Танковой службы Национальной армии (располагавшейся в США). Для вооружения корпуса планировалось закупить танки «Рено» FT-17, однако Франция, нуждавшаяся в танках, не смогла выполнить американский заказ. Поэтому было решено организовать производство танков по лицензии во США, приобретенной компанией «Форд». Но наладить производство в нужные сроки не удалось из-за отсутствия у рабочих опыта и трудностей с европейской метрической системой.
Таким образом, в свой первый бой 12 сентября 1918 года американские танкисты вступили на танках «Рено» FT-17, произведенных во Франции (всего было передано 514 машин). В битве при Сен-Михель 16 дивизий американской армии во главе с подполковником Джорджем С. Паттоном атаковали занятый немцами выступ к юго-востоку от Вердена сбоку.
Джордж Смит Паттон — младший на фоне легкого танка «Рено» FT-17 во Франции. 1918 г.
304-я танковая бригада, состоящая из 144 танков «Рено» FT-17, получила задачу поддерживать наступление 42-й и 1-й американских дивизий. В ходе наступления танки успешно подавили пулеметные и артиллерийские позиции противника, прорвали проволочные заграждения и т. д. Несмотря на противодействие врага, за два дня боев бригада потеряла всего 38 танков, из которых только две были поражены огнем, остальные же поломались или попали в ямы. Большинство машин удалось эвакуировать и восстановить.
Успех американских танкистов в битве при Сен-Михель подтвердил важность дальнейшего развития этого вида вооружения в США. 304-я танковая бригада продолжала боевые действия до конца Первой мировой войны.
Тем не менее, американцы не смогли наладить выпуск некоторых комплектующих для танка «Рено» FT-17, что заставило кардинально пересмотреть проект. Вместо двигателя «Рено» был установлен американский мотор «Буда» мощностью 43 л. с., а некоторые детали упрощены для снижения стоимости танка.
В рамках модификации специалисты улучшили несколько боевых характеристик: усилили защиту, оснастили пушку и пулемет оптическими прицелами и повысили обзор механика-водителя, добавив смотровые щели в лобовой части корпуса.
Серийное производство танка, получившего название «Сикс-тон Тэнк» M1917, удалось наладить лишь к октябрю 1918 года. До окончания войны американская промышленность выпустила 67 единиц (по другим данным, всего 10), но они не успели участвовать в боевых действиях.
Средний танк M3 «Ли»
В 1920-1930-х годах американское танкостроение переживало активный и неоднозначный этап своего развития.
Средний танк М2А1, послуживший основой для танка М3 «Ли». Чтобы установить 75-мм пушку, правый спонсон танка пришлось значительно увеличить
В этот период было предложено множество интересных моделей, некоторые из которых разрабатывались частными компаниями. Тем не менее, из-за недостатков в конструкции и слабого вооружения большинство из них не заинтересовали военное руководство. До 1939 года в серию ушел лишь один танк — средний танк T4, представлявший собой модифицированную колесно-гусеничную версию М1, котрый отличался от прототипа Т4 усиленным бронированием и рядом менее значительных изменений.
Тем не менее, армии США требовалась машина способная не только поддерживать пехоту, но и эффективно сражаться с вражескими танками. В 1938 году в Рок-Айлендском арсенале был разработан новый средний танк М2. На тот момент его 37-мм пушка считалась достаточной для борьбы с вражескими танками, однако первые столкновения с немецкими машинами показали, что это не так. Чтобы обеспечить основную часть танкового парка США мощным вооружением, танк нуждался в более эффективной пушке, но из-за недостаточного размера башни М2 установка 75-мм орудия, на что настаивал генерал Эдна Романца Чаффи для обсуждения технических характеристик будущих средних танков, была невозможна.
В результате, средний танк М2 не был запущен в серийное производство. Его модификация М2А1 стала основой для нового танка М3, который был назван в честь генерала Гражданской войны в США Роберта Эдварда Ли.
Танковая колонна американских войск
В танке М3 «Ли» проблему улучшения вооружения решили установкой укороченной 75-мм пушки М2 в правом бортовом спонсон. (Позже пушку М2 заменили на М3 с длиной ствола 37,5 калибра.)
В башне разместили 37-мм пушку M5 с длиной ствола 53,1 калибра. Для танков поздних серий устанавливалась пушка М6 с длиной ствола 56,5 калибра. Несмотря на то, что это решение считалось временным (до появления танка с полноценным 75-мм орудием в башне с июня 1941 по декабрь 1942 года), было выпущено 6258 танков М3 различных модификаций. До создания достаточного количества танков М4 «Шерман» танк М3 «Ли» являлся основой бронетанковых войск США.
Кроме США, танк также был на вооружении у многих стран, таких как Австралия, Новая Зеландия, Канада, Бразилия и других.
Для Великобритании была разработана специальная модификация танка под названием М3 «Грант» в честь генерала Гражданской войны в США Улисса Симпсона Гранта. Главной причиной изменения была критика по поводу излишней высоты танка М3 «Ли». Модификация М3 «Грант» имела новую литую башню, которая была ниже и шире стандартной, а также упрощенную командирскую башенку. Высота танка была уменьшена чуть более чем на 10 см. Кроме того, на танк М3 «Грант» установили английскую радиостанцию. Учитывая его подготовку для боя в Северной Африке, танк оснастили гусеницами особой формы, которые помогали избежать поднятия пыли и песка, что могло затруднять работу союзных машин и выдавать позицию танка.
По программе ленд-лиза танки М3 «Ли» также были переданы СССР. Всего было отправлено 1386 танков, но не все из них достигли места назначения, в СССР прибыли около 900 танков.
Средний танк М3 «Ли»
Обслуживание и военное использование
Танки М3 впервые участвовали в бою в Северной Африке, во время сражения при Газале 27 мая 1942 года, когда 15-я германская бронетанковая дивизия встретилась с 7-й бронетанковой дивизией Великобритании. Несмотря на то что битва завершилась победой сил Оси, немецкие войска понесли крупные потери в танках, включая уничтоженные огнем 75-миллиметровых орудий танков М3 «Грант».
В последующих конфликтах немецкие и итальянские танки старались избегать столкновений с М3 «Грант», поручив уничтожение этих танков 88-миллиметровым зенитным орудиям и самоходным противотанковым орудиям «Мардер» III. Эти действия помогли существенно сократить потери среди немецких танков, в то время как британские М3 «Грант» продолжали страдать от уронов. После захвата Тобрука 21 июня 1942 года Африканским корпусом генерала Роммеля было захвачено около 70 танков М3 «Грант» — почти все, находившиеся в то время в Северной Африке. Оценив высокие характеристики этих боевых машин, Роммель решил включить их в свой корпус.
В отличие от британских танкистов, советским военным танкистам М3 «Ли», который был принят на вооружение Красной армии под названием М3С, не пришелся по душе. Им были некомфортны большие размеры танка, расположение оружия и другие особенности, из-за чего его эффективность на Восточном фронте оказалась крайне низкой. Танку М3 даже дали зловещее прозвище БМ-6 — «братская могила на шестерых».
Средний танк M4 «Шерман»
На стадии проектирования танка М3 «Ли» с установкой основного вооружения в корпусе, являвшегося переходным решением, предполагалось заменить его на модель с пушкой в башне. Технические требования для создания нового танка были утверждены 31 августа 1940 года, до завершения работ над M3 «Ли». На их основании 2 сентября 1941 года компания «Лима Локомотив» в Детройте представила первый прототип нового танка, получивший обозначение Т6.
Танк М4 «Шерман» на военных полях Франции
Прототип унаследовал множество элементов от своего предшественника М3 «Ли», включая ходовую часть, двигатель и 75-миллиметровую пушку M2. Тем не менее, он также унаследовал некоторые недостатки, такие как высокое расположение центра тяжести, что иногда приводило к опрокидыванию. Однако основным достоинством Т6 было размещение 75-миллиметровой пушки в вращающейся литой башне, что улучшало управление огнем.
Ключевыми преимуществами нового танка стали его относительно низкая стоимость и высокая технологичность, что позволяло быстро наладить массовое производство. Несмотря на отличные боевые характеристики, выпуск «Шермана» обошелся дешевле, чем М3 «Ли», поэтому количество машин в войсках стремительно увеличивалось благодаря надежности танка и простоте его обслуживания.
После стандартизации танк был принят на вооружение под обозначением М4. Интересно, что имя «Шерман», в честь известного генерала Гражданской войны Уильяма Текумсе Шермана, появилось не в США, а в британской армии, и вскоре прижилось и в армии других стран.
Когда танк поступил на вооружение, среди солдат распространилось мнение о его непобедимости. Однако первые бои с немецкой техникой выявили некоторые недостатки, главными из которых были короткий ствол пушки М2, затруднявший борьбу с броней немецких танков, и бензиновый двигатель, приводивший к быстрому возгоранию даже от небольших попаданий. Вскоре оптимизм американцев и англичан сменился разочарованием, а немецкие военные даже окрестили американский танк «котелком с солдатами».
Тем не менее, американские специалисты быстро учились на своих ошибках и вносили необходимые изменения в конструкцию танка. В частности, модификация «Шермана» M4A2, появившаяся в апреле 1942 года, была оснащена двумя дизелями «Дженерал Моторс» 6046 мощностью 375 л. с., менее подверженными возгоранию (ранее использовали двигатель «Континентал» R-975 из авиации), и пушкой М3 с более длинным стволом.
«Шерман» ранних серий унаследовал от своего предшественника M3 характерную нижнюю лобовую деталь, состоящую из трех секций, скрепленных болтами
Однако новые «Шерманы» с дизельными двигателями оказались неудобными, поскольку не все части обладали доступом к дизельному топливу, в то время как перерабатывающая промышленность США могла полностью обеспечить армию бензином. В результате большинство модификаций «Шермана» с дизельными двигателями были переданы союзным государствам. В частности, по программе ленд-лиза Великобритания получила 17 181 танк «Шерман» различных модификаций, а СССР — 4248.
В США «Шерманы» с дизельными двигателями поступили на вооружение Корпуса морской пехоты, который имел стабильный доступ к этому виду топлива.
Последующие модификации танка «Шерман» отличались разнообразными двигателями, улучшенным бронированием и увеличенной огневой мощью. Так, в разных модификациях «Шермана» использовалось шесть различных типов двигателей. Это позволяло создавать машины, пригодные для использования как частями армии США, так и союзниками, но одновременно усложняло снабжение частей необходимыми запчастями, а экипажам требовалось время, чтобы освоить новые модификации.
С модификациями M4A2(76)W и M4A3(76)W 75-миллиметровые пушки начали заменять на 76-миллиметровое орудие М1. Однако этот процесс проходил медленно, поскольку командиры танковых частей сопротивлялись изменениям, особенно в преддверии значительных сражений Второй мировой войны и операции союзников по высадке в Нормандии, так как танкисты не желали переходить на новое, еще не проверенное в бою оружие. К тому же, хотя М1 обладала лучшей бронепробиваемостью, ее 76-миллиметровый фугасный снаряд оказался менее эффективным, чем аналогичный снаряд пушки М3, что снижало эффективность танка как средства поддержки пехоты.
Со временем также улучшалось бронирование танка. Максимальная толщина лобового бронирования базовой модели М4 составляла всего 51 мм, тогда как у модификации М4А6 — 108 мм. Это дало возможность создать специальную штурмовую версию танка M4A3E2 «Ямбо», разработанную на основе M4A3. Максимальная толщина броневых плит лобовой части его корпуса — 100 мм. Также высокая снарядоустойчивость «Ямбо» обеспечивалась усиленной крышкой трансмиссионного отсека толщиной до 140 мм, новой башней с броней 150 мм и дополнительными броневыми плитами толщиной 38 мм, наваренными на верхнюю лобовую долю и спонсоны. Эта модификация была оснащена 75-миллиметровой пушкой M3, так как ее снаряды имели лучшее фугасное действие, а танк предполагалось использовать исключительно для поддержки пехоты. Однако на фронте некоторые «Ямбо» были переоснащены пушкой M1A1 и использовались как танковые истребители.
Модернизация танков «Шерман» также была успешно проведена британскими военными. Они первыми начали массово устанавливать на танки длинноствольные орудия и единственными, кто оснастил «Шерманов» 17-фунтовыми пушками. Эта модификация, известная как «Шерман Файфлай», стала единственной боевой машиной из «Шерманов», способной успешно противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам».
В целом было выпущено 49 234 танка «Шерман» различных модификаций, что делает его самым массовым танком, производимым в США. На базе «Шермана» создан широкий спектр танков и машин специального назначения.
Служба и боевое применение
Американские танки впервые вступили в бой 23 октября 1942 года под Эль-Аламейном. В этом сражении 252 танка M4A1 8-й армии Великобритании противостояли немецким танкам PzKpfw III и PzKpfw IV, оснащенным длинноствольными 50- и 75-миллиметровыми пушками. По многим боевым параметрам «Шерман» превосходил немецкую «тройку», но «четверки» оставались для него серьезной угрозой. В ходе столкновения с немецкими танками несколько «Шерманов» были потеряны, но благодаря поступлению новых американских танков на поле боя британским войскам все же удалось потеснить противника.
Дебют этих танков с американскими экипажами состоялся 6 декабря 1942 года в Тунисе. Неопытные американские танкисты стали легкой целью для немецкой противотанковой обороны.
Модификация танка «Шерман» M4A1
В целом танки продемонстрировали хорошие результаты в Северной Африке, став передовым звеном войск союзников. Их надежность и маневренность оказались особенно важными в условиях пустыни. Высокая скорость вращения башни и гидростабилизационная система, позволяющая стрелять на ходу, предоставляли этим машинам определенные преимущества перед немецкими танками, обладавшими большей огневой мощью.
Среди недостатков, выявленных в Северной Африке, была ограниченная дальность хода танка. Однако эту проблему удалось решить благодаря налаживанию коммуникации между союзниками.
Здесь «Шерманы» столкнулись с немецким танком PzKpfw VI «Тигр» I, с которым они не могли справиться. Только танки «Шерман Файфлай» могли противостоять немецкому тяжелому танку.
В Советском Союзе американские танки начали поступать в ноябре 1942 года. К тому времени несколько десятков из них уже участвовали в Курской битве. Однако достаточное количество танков «Шерман» для формирования отдельных частей стало доступно только в конце 1943 года, и с весны 1944 года американские танки применялись в большинстве крупных операций на Восточном фронте. Согласно закону о ленд-лизе, всю неповрежденную технику по окончании войны нужно было либо вернуть, либо оплатить, поэтому американские танки использовались даже в тех ситуациях, когда можно было обойтись советскими.
На Восточном фронте «Шерман» выполнял те же задачи, что и советский средний танк Т-34. Советские экипажи отметили удобство работы в танке, высокое качество приборного оборудования и средств связи. Кроме того, «Шерман» оказался значительно тише, чем Т-34, а его броня была толще. Тем не менее, на Восточном фронте выявился недостаток – плохое сцепление с обледенелыми дорогами. Причиной этого была гладкая резина протектора гусениц, что приводило к частым опрокидываниям танка с высоко расположенным центром тяжести.
Средний танк М4 «Шерман»
В Европе эти танки впервые использовали во время совместного вторжения британских, канадских и американских войск на Сицилию 10 июля 1943 года. Не встретив сильного сопротивления, американские машины успешно выполнили свои задачи. Однако это негативно сказалось на подготовленности американских танков к действиям на севере Франции. В то время как английские танки срочно перевооружались, американские командиры, ссылаясь на успешные операции в Северной Африке и на Сицилии, не спешили с обновлением своего вооружения. Первые столкновения с немецкими танками выявили уязвимость «Шермана» против «Пантеры» и «Тигра», даже при численном превосходстве американцев. В итоге американские танкисты предпочитали избегать столкновений с немецкими танками, поручая уничтожение врага авиации. Только британский «Шерман Файфлай» уверенно наносил удары по тяжелым немецким танкам на близких и средних дистанциях.
Наилучшие результаты американские «Шерманы» продемонстрировали на Тихоокеанском театре военных действий. Небольшие японские танки с плохо подготовленными экипажами значительно уступали американским по всем характеристикам. У японцев не было эффективных противотанковых средств, поэтому единственным способом борьбы с американскими танками стали мины и атаки японских солдат-смертников.
Релятивно легкие «Шерманы», адаптированные к жаркому климату, легко перебрасывались с одного острова на другой. При отсутствии сопротивления их основной задачей стала поддержка пехоты при прорыве японских долговременных оборонительных позиций, так как именно для этого был создан «Шерман», оснащенный пушкой с отличными осколочно-фугасными снарядами и большим количеством пулеметов.
Хорошо зарекомендовавшая себя машина использовалась и после Второй мировой войны. В частности, в ходе Корейской войны она стала основным танком южнокорейских и американских армий, противостоявшим советскому Т-34-85. Хотя на начальных этапах войны советские танки имели преимущество над «Шерманами» южнокорейской армии с короткоствольными орудиями, после поступления танков с длинноствольными орудиями, включая «Шерман Файфлай», ситуация изменилась. При равных боевых характеристиках (Т-34-85 имел лучшую пушку, но даже пушки М1 на американских танках были достаточно эффективны для борьбы с советским танком) благодаря высокой точности и скорострельности американские танки получили небольшое преимущество над советскими.
М4 «Шерман» — основной американский средний танк периода Второй мировой войны
Позже «Шерманы» также использовались в арабо-израильских и индо-пакистанских войнах, где находились на вооружении обеих сторон конфликта.
Основной боевой танк М60
Хотя танки «Паттон» III версии М48АЗ продемонстрировали высокую эффективность во время войны во Вьетнаме, их отставание от советских танков Т-54 становилось все более заметным. К тому времени Советский Союз представил новый танк Т-55, что требовало быстрого ответа со стороны США. В результате было принято решение создать новый танк с улучшенным вооружением и защитными характеристиками.
М60 — основной боевой танк США 1960-х гг.
В 1960 году армия США получила новый танк, который обзавёлся обозначением М60. Он отличался от своего предшественника, танка М48А2, наличием 105-миллиметровой нарезной пушки М68, разработанной в США под английскую лицензию. Пушка М68 имела теплозащитный кожух и эжектор. Она позволяла использовать разнообразные боеприпасы, включая стандартизированные НАТО. По сравнению с 90-миллиметровой пушкой М48, это орудие обеспечивало значительно большую огневую мощь. Главным недостатком была отсутствие стабилизатора (он появился в 1972 году), что затрудняло стрельбу на ходу.
Кроме основного орудия, на танке имелся спаренный с пушкой 7,62-миллиметровый пулемёт M73 и 12,7-миллиметровый пулемёт M85, установленный в командирской башенке и пригодный для использования в роли зенитного.
Другими значительными отличиями М60 от М48А2 стали многотопливный 12-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом АУБ8-1790-2С и система запуска двигателя в низких температурах. Также были внедрены современные системы, такие как автоматическая пожаротушительная система, перископы, прицелы ночного видения и оборудование для преодоления водных преград глубиной до 3,5 метров. В конструкции танка использовались алюминиевые сплавы, что позволило сохранить массу на уровне М48 при улучшении бронирования.
В 1972 году появилась новая модификация с 152-миллиметровым орудием низкого давления, используемым также для пуска управляемых ракет «Шилелла». Однако это направление в США оказалось неэффективным, и ограниченное количество таких танков вскоре было выведено из эксплуатации и переоборудовано для специальных задач.
Последняя модификация М60АЗ, выпущенная в 1978 году, включала ряд новых полезных модернизаций. Ствол пушки получил теплозащитный кожух, что исключало влияние температурного изгиба на точность при интенсивной стрельбе. Танк оснастили современными устройствами: лазерным дальномером, электронным баллистическим вычислителем и тепловизионным прицелом. С 1979 года на танк стали устанавливать многократную термодымовую аппаратуру (ТДА). Начиная с 1988 года, М60 начали комплектовать динамической защитой и системой противовоздушной обороны.
Танк М60А3
Производство танка М60 продолжалось до 1987 года, и он поступил на вооружение 22 стран. В итоге было выпущено 15 221 танк М60 различных модификаций. В 1997 году последние танки М60 были выведены из эксплуатации армии США, однако на сегодняшний день они всё ещё находятся на вооружении в 18 странах, таких как Израиль, Турция, Португалия, Испания и Иран.
Военное применение и служба
В отличие от своего предшественника, танка М48 «Паттон» III, дебют модели М60 оказался весьма успешным. В 1971 году поставленные Израилю танки M60 и M60A1 принимали участие в войне Судного дня, где их основным испытанием стало столкновение с новым советским танком Т-62. Однако полноценного противостояния, которое позволило бы оценить превосходство одного из танков, не состоялось. В стремлении нейтрализовать израильскую угрозу на правом фланге Второй армии на восточном берегу Суэцкого канала, египетская 25-я бронетанковая бригада, располагающая около 100 современными танками Т-62, попала в ловушку, организованную израильтянами. Под интенсивным огнем танков М60 и противотанковых управляемых ракет египетские войска понесли серьезные потери, пытаясь сохранить боеспособность и организованно отступить в темноте. Однако, благодаря современным приборам ночного видения американских танков, они смогли преследовать противника даже в ночное время. По информации израильских источников, потери египтян составили около 85 Т-62, в то время как египетская сторона сообщила о 45 потерянных танках, большинство из которых были Т-62. Израиль потерял всего четыре танка М60, из которых два подорвались на своих же минах, преследуя убегающие египетские машины.
Несмотря на успехи израильских танкистов, противостояние между американскими танками М60 и советскими Т-62 сложилось менее удачно. В крупнейшем танковом сражении Ирано-иракской войны 68 января 1981 года передовые иранские танковые бригады, в составе которых было 300 М60 и 100 легких танков М24 «Чифтен», атаковали иракские позиции у деревни Ахмет-Абад, где находилось около 300 Т-62. Попав в заранее подготовленные ловушки, иранцы понесли серьезные потери (по различным данным, от 214 до 250 танков) и были вынуждены отступить. Ирак же потерял лишь около 50 танков Т-62.
Внешний вид модификации М60А3 больше напоминает современные ОБТ третьего поколения, нежели танк, созданный в 1960-х годах.
В этом сражении стало очевидным превосходство 115-миллиметрового бронебойного подкалиберного снаряда танка Т-62, который эффективно поражал американские танки на средних и близких дистанциях. В результате, до конца войны иранские танкисты старались избегать лобового столкновения с современными советскими танками.
Несмотря на удачные действия иракских танкистов, наибольшие потери американские танки понесли в ирано-иракской войне не от действий Т-62, а из-за советских многоцелевых истребителей МиГ-23. Одним из наиболее ярких эпизодов стало уничтожение иранской бронетехники в районе Ахфаза в марте 1986 года, когда советские истребители полностью разгромили механизированную дивизию, состоящую из около 500 танков (в основном М60) и БТР.
Танки М60 также задействовались в Ливанской войне, в операции США по завоеванию Гренады, в войне в Персидском заливе и в миротворческой миссии ООН в Сомали.
Основной боевой танк М1 «Абрамс»
Основной боевой танк США М1 «Абрамс», который был назван лучшим танком современности авторитетным американским военно-аналитическим агентством «Форекест Интернэйшнл», появился в начале 1970-х годов. После неудачи совместного американо-германского проекта МВТ-70 была создана рабочая группа, в которую вошли военные специалисты и представители производителей, чтобы определить требования к новому ОБТ для американских вооруженных сил. Основу требований составили результаты американо-германской работы, с акцентом на то, что новая модель должна быть менее затратной, чем предполагаемый МВТ-70. Итоги работы комиссии были опубликованы в августе 1972 года, где основное требование сводилось к тому, что новый танк должен эффективным образом противостоять всем танкам, находящимся на вооружении или планируемым к созданию в СССР.
Самое грозное оружие ближневосточных войн — танк М1 «Абрамс»
Впервые в истории США разработка нового танка для армии проводилась на конкурсной основе. К участию в конкурсе были допущены компании «Крайслер» и «Дженерал Моторс». 18 июля 1974 года был заключен контракт на изготовление опытных образцов нового танка к началу 1976 года. Оба образца были представлены в срок, и после ряда испытаний, проводившихся с 31 января по 7 мая 1976 года, военные выбрали вариант от компании «Крайслер». Первые серийные ОБТ М1 «Абрамс» появились в 1980 году и были названы в честь генерала Крейтона Абрамса — младшего.
Танк «Абрамс» имеет классическую компоновку: основное вооружение расположено в旋转ной башне, управление — в передней части, а моторно-трансмиссионное отделение — в задней. Корпус и башня танка выполнены из сварных конструкций. Среди особенностей корпуса можно выделить большой угол наклона переднего бронелиста. В лобовых частях танка используется многослойное пассивное бронирование «Бэрлингтон», разработанное на основе английской брони «Шобхем», которая состоит из высокоплотных керамических блоков, помещенных в резиновую основу между стальными плитами. Информация о применении такой брони на американских танках является секретной, что не позволяет точно оценить, имеются ли у американской брони «Бэрлингтон» какие-либо кардинальные отличия от британской.
В качестве основного вооружения «Абрамс» оснастили 105-миллиметровой нарезной пушкой М68А1 с эжектором и стабилизацией в двух плоскостях, модернизированным вариантом британской пушки L7A1.
Дополнительное вооружение включает два 7,62-миллиметровых пулемета М240 и дистанционно управляемый 12,7-миллиметровый пулемет М2, установленный на командирской башне. Танк также оснащен гранатометами М250 для создания дымовой завесы.
Удельная мощность танка М1А1 равна 24,5 л. с./т
На танке установлен газотурбинный двигатель AVCO «Ликоминг» AGT-1500, который монтируется в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100-3B. Выбор газотурбинного двигателя был обусловлен его компактностью и легким весом, а также тем, что он значительно тише дизельного и обладает большей мощностью. Благодаря этому М1 «Абрамс», имея вес 54,4 т, может разгоняться до 30 км/ч за 6 секунд.
Новый танк, получивший название «105-мм пушечный гусеничный танк М1», был принят на вооружение армии США 17 февраля 1981 года. Однако работы над танком не завершились, и он продолжает модернизироваться и по сей день. В общей сложности было выпущено 13 модификаций «Абрамса».
В августе 1984 года в вооружение поступила модификация М1А1, которая отличалась от базовой модели улучшенной 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой М256, производимой по немецкой лицензии. Кроме того, М1А1 обладала улучшенной броневой защитой, новой системой управления огнем и радиостанцией AN/VRC-12.
Эта модификация включала систему коллективной защиты от массового поражения, создающую избыточное давление в боевом отделении для предотвращения проникновения отравляющих веществ или радиоактивной пыли. Боевой вес модернизированного танка увеличился до 61,3 т.
С 1988 года на некоторых танках обозначением M1A1HA (1988) и M1A1HA+ (1991) в лобовой броне корпуса и башни начали использовать пластины из обедненного урана, которые, благодаря своей высокой плотности и малой толщине, эффективно разбивают кумулятивные струи.
В 1994 году представили модификацию М1А2, конструкция которой соответствует современным требованиям войны. Корпус и башня данной версии выполнены из специальной брони, способной выдерживать современные противотанковые средства. Также в М1А2 усовершенствовано бронирование крыши, установлены новейшая система управления огнем, независимый тепловизионный панорамный прицел командира и много другого оборудования. Традиционные провода и системы были заменены на единую боевую информационно-управляющую систему IVIS.
Дальнейшие разработки американских танкостроителей реализованы в модификациях M1A2 SEP (1999) и M1A2 SEP V2 (2008). В частности, на M1A2 SEP впервые была внедрена система управления войсками FBCB2, обеспечивающая экипажи танков и командирам боевых подразделений необходимой информацией в реальном времени. М1A2 SEP V2 представляет собой интеграцию самых современных технологий из программы «Боевые системы будущего».
Стоит отметить также комплект дополнительного оборудования и бронирования TUSK, предназначенный для повышения боевых возможностей в городских условиях, создавая условия для защиты танка в таких ситуациях. TUSK включает систему динамической защиты ARAT, улучшающую защиту бортов и кормы от кумулятивных угроз. Моторное отделение защищено противокумулятивной решеткой, а для улучшения противоминной защиты в днище установлены дополнительные панели комбинированной брони. Расположенный над люком заряжающего 7,62-миллиметровый пулемет М240 имеет дистанционное управление и двухканальный прицел с тепловизионным каналом, а дополнительный пулемет М2 смонтирован на маске орудия, что улучшает взаимодействие с пехотой через специальную гарнитуру для связи.
Несмотря на множество очевидных преимуществ, танк М1 «Абрамс» имеет и некоторые недостатки. Газотурбинный двигатель требует много топлива, что делает эксплуатацию танка дорогой, сокращает запас хода и создает проблемы с обеспечением. Опыт боевого применения показал, что газотурбинные двигатели подвержены перегреву и самовозгоранию.
Стоимость бронирования танка не всегда гарантирует защиту машины и экипажа. Основным недостатком его классической компоновки является слабая защита крыши, днища и бортов, что делает танк уязвимым для современных противотанковых средств, таких как FGM-148 «Джевелин», которые могут поразить эти слабые точки. Эта проблема усугубляется в условиях городских боев, когда противник может поразить любую часть танка с близкого расстояния, даже используя пехотные средства, разработанные в 1960-х годах. Возможности по улучшению защиты уязвимых зон танка М1 «Абрамс» весьма ограничены.
Не стоит также переоценивать защитные свойства урановой брони, поскольку урановыми пластинами защищены лишь лобовые детали танка, и не установлено, какое воздействие такая броня оказывает на здоровье экипажа.
Танк «Абрамс» с экипажем
М1 «Абрамс» представляет собой сложный и дорогостоящий в производстве и эксплуатации танк. Тем не менее, с момента его выпуска было построено 9880 единиц, и с учетом высокого спроса, его производство будет продолжено. Танк находится на вооружении в Австралии, Египте, Ираке, Кувейте, Саудовской Аравии и США.
Служба и боевое применение
М1 «Абрамс» разрабатывался в первую очередь как ответ на угрозу со стороны СССР, поэтому военнослужащие конкретно в Западной Германии первыми стали получать новые танки. В дальнейшем именно в Федеративной Республике Германии размещались самые современные модификации. Однако задействовать эти танки в Европе не удалось. С распадом Советского Союза в 1991 году холодая война завершилась. Основным театром военных действий для американского танка стал Ближний Восток, а его основными противниками остались танки, произведенные в СССР, для уничтожения которых был и создан «Абрамс».
Боевое крещение М1А1 и М1 «Абрамс» состоялось в ходе операции многонациональных сил по освобождению Кувейта и уничтожению иракской армии в феврале 1991 года. В операции «Буря в пустыне» танки «Абрамс» продемонстрировали высокую боеготовность и техническое превосходство.
Они превосходили советские танки, состоявшие на вооружении Ирака. Благодаря тепловизионному прицелу экипажи танков «Абрамс» получали возможность обнаруживать противника в условиях темноты или тумана, а мощное орудие позволяло поражать устаревшие Т-54 и Т-62 на больших дистанциях. В таких условиях экипажи иракских танков не могли даже определить позицию, с которой велся огонь, не говоря уже о том, чтобы оказать сопротивление.
По информации Пентагона, в ходе кампании в Персидском заливе «Абрамсы» уничтожили несколько сотен танков, среди которых Т-54/55, Т-62, Т-59, Т-69 и Т-72. Американская сторона понесла потери в 18 танков, из которых девять пострадали от «дружественного огня» (в основном от основного боевого вертолета армии США AH-64 «Апач»), а еще девять подорвались на минах. Все они были эвакуированы с поля боя и после ремонта вернулись в строй.
Успешный дебют американских танков определил их положение на мировой арене. Однако не следует переоценивать достижения американских танков в этом конфликте, так как на это оказывали влияние различные факторы. Бои проходили, в основном, на открытой пустынной местности с поддержкой артиллерии и авиации. В таких условиях уязвимые участки танка оставались незамеченными для противника, у которого не было современных противотанковых средств. Противостояли безнадежно устаревшие советские танки. Даже относительно новый Т-72 не смог стать достойным соперником для американского танка, поскольку в армии Ирака использовался в базовой комплектации, без современных средств защиты. Отлично подготовленные американские танковые экипажи столкнулись с плохо обученными иракскими экипажами, которые не имели представления о том, как управлять таким количеством бронетехники.
М1А1 патрулирует ирано-сирийскую границу
20 марта 2003 года силы США и их союзников начали вторжение в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна. На переднем крае бронированного удара оказались танки «Абрамс». Начальный этап данной кампании был схож с войной 1991 года, что во многом определило успех американских танков. Однако в ходе дальнейшего противостояния стали очевидны и слабости американских машин. В городских условиях танки оказались уязвимыми для противотанкового вооружения пехоты и понесли значительные потери. Специалисты отметили, что наиболее уязвимым местом был моторный отсек, обеспечить полноценную защиту которого в уличных боях сложно. В итоге, по заявлению Пентагона, во время войны в Ираке было потеряно 80 танков «Абрамс», что относительно приемлемо для восьмилетнего боевого конфликта.
Кроме Ближнего Востока, танки «Абрамс» также принимали участие в миротворческих операциях в Югославии, Сомали и Афганистане.
Танки, находящиеся на вооружении армии США
Когда речь идет об американских танках, многие сразу вспоминают только Абрамс. Однако это не единственный танк в составе вооруженных сил США. Об этом мы поговорим дальше.
Абрамс
Основной боевой танк Соединенных Штатов. Фактически, это единственная танковая машина данного типа, состоящая на службе в армии США.
Танк был создан в 1980-х годах, многократно модернизировался и занимает место среди лучших современных танков. Первоначально он был оснащен 105-миллиметровой пушкой, затем получил 120-миллиметровую.
M8
В 1985 году на замену легкому авиадесантному танку Шеридан был разработан танк М8.
Этот танк оснащен 105-мм пушкой, способен плавать через водные преграды и десантироваться с воздуха. Он обладает лишь противопульным бронированием.
Однако в 1996 году финансирование программы было сокращено, в результате чего было изготовлено всего 11 единиц техники.
Официально M8 по-прежнему находится на вооружении армии США, и при необходимости его производство может быть возобновлено. Однако на практике 11 собранных машин не используются.
Страйкер
На самом деле это не танк, а бронетранспортер (БТР). Тем не менее, существует модификация М1128, оборудованная 105-мм пушкой, что позволяет классифицировать данный автомобиль как почти полноценный колесный танк.
Как и полагается традиционному БТРу, М1128 имеет только алюминиевую броню, защищающую от пуль.
Ripsaw
Ripsaw изначально представляет собой беспилотную разведывательную машину на гусеничном шасси. Позже была разработана модернизированная пилотируемая версия, оснащенная пулеметом, а также множество гражданских вариаций в стиле гусеничного вездехода. В последующем появилась модификация M5 — беспилотный мини-танк с 30-мм пушкой.
«Абрамсы» и Т-72: какие танки превосходят друг друга
Танки выступают основными боевыми единицами на полях битвы со времен Второй мировой войны, и данная тенденция продолжается. В настоящее время тяжёлые боевые машины задействованы во всех конфликтах, а количество бронетехники является ключевым показателем военной мощи государства. На каких машинах карабкаются американские танкисты? Почему российские Т-72 остаются в эксплуатации? Каковы возможности американских «Абрамсов»? Почему они не выдержали испытания «Бурей в пустыне»? Какой танк стал символом гордости для Германии?
Легендарный Т-72
Россия обладает самой крупной танковой армией в мире, насчитывающей 22 тысячи боевых машин. Из них треть составляют всемирно известные советские танки Т-72, также известные как «Урал». Эти танки поступили на вооружение в 70-х годах и с тех пор были подвергнуты нескольким модификациям.
Танк Т-72 активно использовался в различных конфликтах на территориях Азии, Африки и Ближнего Востока и состоял на вооружении множества стран. С 1973 года советские заводы произвели 30 тысяч Т-72, большинство из которых было экспортировано. На сегодняшний день армии всех бывших республик СССР и союзных государств вооружены этими танками.
В Китае была разработана собственная боевая машина на базе Т-72, а в Индии до сих пор действуют танки, приобретенные у Советского Союза. В последние три года российские танкисты начали получать модернизированные версии боевой машины Т-72Б3.
В новой модификации увеличилась мощность орудия, были установлены обновленный двигатель и современные системы лазерного прицеливания. Теперь наводчикам больше не нужно вручную отслеживать цель — достаточно просто её захватить. Даже если противник скрывается в укрытии, «умный» прицел сам рассчитается на траекторию движения для точного выстрела.
Танк «Абрамс» из США
Основной боевой танк США «Абрамс» всегда представлял собой ключевого соперника российских танков, однако это обстоятельство остается лишь теоретическим, поскольку «семидесятки» и «Абрамсы» не встречались в боевых условиях. По мнению специалистов, именно поэтому трудно выделить однозначного победителя. Американский танк демонстрирует лучшие результаты в ночных условиях и обладает более прочной броней, тогда как российский Т-72Б3 имеет в своем арсенале реактивные снаряды, которые способны поражать даже небольшие цели. «Абрамс» тяжелее «семидесятки» почти на 25 тонн, что делает низкую проходимость его основным недостатком.
«Он демонстрирует хорошие результаты на достаточно твердых поверхностях благодаря установленной турбине, но его большой вес вызывает сложности. Танк фактически выкапывает грунт и может сесть на брюхо, а в грязи он часто оказывается в трудной ситуации», — прокомментировал военный историк Борис Юлин.
Чьи танки окажутся лучше?
В отличие от американского изделия, российский танк не боится грязи. Кроме того, его легко отремонтировать в полевых условиях. Инженеры усилили броню. Например, этот танк в Сирии выдержал удары двух противотанковых ракет. Несколько лет назад военные эксперты провели закрытые испытания для сравнения двух танков.
«Абрамсы» подверглись обстрелу из орудий Т-72, в результате чего американцы потеряли несколько танков. Несмотря на недостатки «Абрамсов», армии стран Ближнего Востока уже приобрели у США около 1200 единиц техники, заплатив по 8 миллионов долларов за каждую.
Лазаро Олива возглавляет подразделение, в которое поступают обновленные «Абрамсы». Во время испытаний на полигоне танкисты фиксируют все характеристики боевой машины. Если солдаты обнаруживают серьезные недостатки или заводской брак, танк возвращается к инженерам для доработки.
«Когда первые «Абрамсы» отправили в Ирак, на них устанавливались турбинные двигатели, подобные самолетным. Для их работы требуется много воздуха. В первую же песчаную бурю почти все танки вышли из строя. В итоге солдатам пришлось самим конструировать воздушные фильтры из подручных материалов: тряпок, футболок, даже женских колготок. В следующей версии недостаток был устранен, и теперь мы тщательно тестируем каждый танк на максимальных нагрузках, чтобы избежать подобных инцидентов», — отметил командир танкового батальона армии США Лазаро Олива.
Но, по словам экспертов, даже модернизированный «Абрамс» не может сравниться с российской «Арматой», которую можно представить как звездолет рядом с телегой. Российский танк защищен современным динамическим бронированием, а на его днище установлена уникальная противоминная защита. Это первая в мире активная защита от мин на серийной модели танка. Кроме того, «Армата» оснащена комплексом «Афганит», который способен сбивать любые вражеские снаряды и ракеты.
Каждые несколько лет американские инженеры создают новые версии «Абрамса», однако им так и не удалось разработать собственную пушку. На этих танках по-прежнему устанавливаются 120-миллиметровые орудия немецкого производства, которые ранее использовались на танках «Леопард-2».
Немецкий «Леопард-2»
Инженеры из Германии оснасти боевую машину орудием калибром 150 миллиметров. Для современных танков это считается довольно тяжёлым вооружением, однако «Леопард» уже имеет массу почти 70 тонн, так что добавление нескольких тонн не доставляет больших хлопот экипажу.
«Сначала был создан «Леопард-1», а затем появился танк «Леопард-2», обладающий хорошими динамическими характеристиками и мощной огневой силой», — отметил военный эксперт Александр Михайлов.
Ранние версии «Леопарда» уже выведены из эксплуатации, и их можно встретить только в музеях или частных коллекциях. Ричард Орр, увлечённый немецким танкостроением, не смог отказать себе в удовольствии приобрести списанный «Леопард-1» на аукционе за 400 тысяч евро. Теперь он ведёт блог, в котором делится с подписчиками информацией о своём новом раритете с 120-миллиметровой пушкой.
«Этот танк был выпущен в семидесятые, и он находится в отличном состоянии. Всё функционирует, кроме, конечно, орудия. Кстати, если не знали, это та самая пушка, которая изначально ставилась на новый «Леопард-2». За пятьдесят лет она практически не устарела», — говорит Ричард Орр.
Поклонники немецких танков, которые не могут позволить себе настоящий бронемашину, довольствуются моделями и миниатюрами. Парадоксально, но игрушечный «Леопард-2» стал настоящим хитом среди взрослых мужчин в Германии.
Игрушечные танки для взрослых
Кристоф Макку занимается коллекционированием моделей редкой техники и старинных видеоигр. В последнее время его коллекция пополнилась долгожданным конструктором «Леопард-2».
«В этом наборе есть даже противотуманные фары, а небольшая лопатка прикрепляется к корпусу. Удивительная детализация. Я собирал эту модель практически месяц. К счастью, к ней прилагается очень подробная пошаговая инструкция. Все проработано до самых мелочей. Даже гусеницы на этом танке действительно вращаются. Кроме того, башня может поворачиваться, а орудие изменять угол наклона», — подчеркнул коллекционер Кристоф Макку.
Существуют также и третья группа поклонников немецкой боевой техники — команда молодых инженеров из Германии, которые создают свои собственные танки. Однако в этих моделях помещается только один человек, а они стреляют шариками с краской. Молодые энтузиасты устраивают загородные пинбольные танковые сражения.
Почему M1 Abrams списали?
На танк М1 Abrams, несмотря на серии успешных военных операций США, накопилось множество обвинений. Силовая установка, артиллерийское орудие и ситуационная осведомленность экипажа на поле боя ‒ всё это требовало замены. Обычная модернизация до уровней M1A2SEP и TUSK, предназначенная для городских боёв, а также вопросы выживаемости на поле боя так и не были решены. Вместо этого боевая масса значительно увеличилась, и самая модернизированная версия весит более 65 тонн.
В 2018 году, в рамках борьбы с терроризмом, значительное количество танков М1, отправленных в Ирак, было либо повреждено, либо захвачено проиранскими вооружёнными формированиями. Почти сразу после этого представители Пентагона начали делать заявления о скором списании этой боевой машины.
Хотя официальное списание М1 пока не оформлено, возобновить его производство даже при желании невозможно. Завод в Лиме, который производил эти танки, практически прекратил свою деятельность — с 2019 года темпы производства бронетехники не превышают одной машины в месяц.
После начала вывода американских войск из Ирака и Афганистана стало ясно, что громоздкой бронетехнике больше не место в армии, и Пентагон начал делать ведущим компаниям откровенные предложения о замене сверхтяжелого танка.
Тем не менее, поиск экстренной замены М1 тоже не оказался простым — сначала военные не могли определиться с требованиями, затем испытывали поставщиков, и в итоге, после нескольких лет поисков, боевой машины будущего до сих пор не существует. М1, кстати, по-прежнему выпускаются в версиях SEP V3 и других «высокозащищенных» модификациях, однако их функции ограничены сдерживанием неясных угроз, и они не участвуют в реальных боевых действиях.
Две компании пытались заменить легендарную машину, но обе потерпели поражение
Хотя М1 продолжают производить и в 2020 году, приговор этой модели был вынесен пять лет назад. Бронемашины Stryker долгое время считались полноценной заменой М1, однако в последнее время они подверглись критике. Военные указывали на недостаточную мобильность, 105-миллиметровую пушку, которая не пробивает броню современных танков и даже боевых машин предыдущего поколения, а также на низкую надежность конструктивных элементов, не выдерживающих воздействия ракет и взрывчатых веществ.
В 2018 году американские морпехи заявили, что такая тяжёлая и неповоротливая машина, как М1, им не нужна. Впоследствии рейнджеры и сухопутные войска армии США неожиданно начали критиковать колёсные танки Stryker, которые направлялись для их поддержки. В результате Пентагон срочно инициировал поиск решения, которое было бы приемлемым как для своих войск, так и для экспорта.
Конкурс на создание машины по проекту MPF (Mobile Protected Firepower) выиграли компании BAE Systems и General Dynamics. Первые не стали изобретать что-то новое и переоснастили танк М8, который производился с 1985 по 1994 годы, почти без изменений. Танки всё еще оснащаются 105-мм пушкой и 630-сильным двигателем. Они имеют три уровня бронирования и могут адаптироваться для каждого рода войск.
General Dynamics выбрали другой подход. Используя дизайн САУ М109, компания разработала самоходную машину с 120-мм орудием. Переднемоторная компоновка была заимствована от единой модульной платформы, на которой британцы построили БМП «Аякс», что сделало вариант от General Dynamics наиболее приемлемым для военных по ряду характеристик.
В апреле 2020 года танк Griffin 2 был официально представлен, но, по мнению специалистов, шансы на его успех остаются минимальными.
Основным недостатком обеих машин является посредственное бронирование. Новым танкам указали на невозможность установки активной защиты Trophy, закупаемой американской армией в Израиле. Обстрел прототипов от BAE Systems и General Dynamics показал, что о непосредственном огневом контакте с противником не может быть и речи. Датчики систем оказались недостаточно эффективными для своевременного обнаружения облучения противником, а многослойная гомогенная броня не выдерживала попаданий обычных противотанковых ракет и корректируемых бомб, таких как GBU-22 Paveway.
В итоге внимание сосредоточилось не на двух танках, которые должны были заменить М1, а на совершенно другом проекте. В августе 2020 года Центр наземных транспортных систем (GVSC) армии США сообщил о завершающей стадии работ над боевой машиной следующего поколения в рамках программы Future Decisive Lethality. Однако внимательный читатель заметит несоответствие: программа FDL выросла из программы NGCV, которая ориентирована на создание перспективной боевой машины для замены БМП Bradley, и вряд ли сможет потеснить Abrams с первой позиции разносчика демократии.
Это в том числе связано с тем, что в США по-прежнему нет перспективного боевого модуля, способного занять промежуточное положение между 25-мм пушкой Bushmaster и танковым орудием калибра 105/120 мм.