Что представляет собой ареометр, которым автовладельцы пользуются раз в год?
Ареометр — это инструмент, который используется для определения плотности жидкости и основан на принципе физического закона Архимеда. Обычно этот прибор представляет собой стеклянную колбу с нанесенной шкалой, которая герметично запечатана и наполнена металлической дробью для калибровки массы. Трубка в нижней части более широкая и сужается к верхней, что создает схожесть с удлиненной стеклянной бутылкой. Ареометры разработаны для измерения конкретной жидкости, поэтому если прибор откалиброван на одно вещество, он не будет эффективен для работы с другим.
Определение ареометра
Многие водители, говоря о плотности, не всегда понимают, что это за показатель. Некоторые из них даже считают, что он связан с электрипараметрами электролита. На самом деле, это известная величина, изучаемая в школьной физике, показывающая вес единицы объема вещества, будь то жидкость или твердый материал. В нашем случае речь идет об определении массы единицы объема электролита.
Но для чего это необходимо? Дело в том, что данный жидкий компонент обладает четко выраженными электрохимическими свойствами и является смесью дистиллированной воды и серной кислоты. Эта величина изменчива – в процессе зарядки или разрядки батареи соотношение кислоты и воды может варьироваться. К примеру, кислота реагирует со свинцовыми пластинами, образуя сульфат свинца, что уменьшает содержание кислоты; при интенсивной зарядке вода может разлагаться на кислород и водород, что, в свою очередь, увеличивает плотность жидкости.
Так как плотность воды известна и равна приблизительно 0,997 г/см3, по плотности электролита можно сделать вывод о доле воды и кислоты. Стандартное значение плотности для полностью заряженного аккумулятора составляет 1,26-1,28 г/см3, что значит, что на одну часть воды приходится 1,27 частей кислоты.
Тем не менее, важно не столько понимать детали интерпретации плотности электролита, сколько знать, что если ее значение превышает норму, электролит нужно разбавить дистиллированной водой, а если ниже – кислотой.
Измерение плотности электролита аккумулятора осуществляется с помощью ареометра. Принцип работы этого устройства достаточно прост и основан на законе Архимеда. Напоминаем, что при погружении тел в жидкость на них действует сила, равная весу вытесненной жидкости.
Таким образом, при погружении ареометра в электролит можно определить его плотность по тому, насколько глубоко он погружается в раствор.
Следует отметить, что существуют разные виды ареометров, предназначенные для определения плотности конкретных жидкостей:
- Спиртометр определяет процентное содержание этанола или крепость алкогольного напитка;
- Лактометр служит для измерения процентного соотношения жира в молоке;
- Солемер определяет содержание растворенных солей, а более современные модели могут также определять их химический состав;
- Сахаромер, как можно догадаться, предназначен для измерения уровня сахара в растворе;
- Денсиметр – так называется прибор, предназначенный для измерения плотности электролита, хотя чаще встречается термин «ареометр».
Происхождение ареометров
Ареометр представляет собой стеклянную колбу с двумя различными частями: нижняя, более широкая, содержит небольшое количество ртути или дроби, а верхняя, более узкая, имеет проградуированную шкалу для определения плотности раствора или концентрации растворенного вещества. Для более точных измерений некоторые ареометры снабжены термометрами, что обозначается буквой «Т». Эти лабораторные устройства находят широкое применение в различных областях, таких как нефтехимия, фармацевтика, пищевая промышленность, здравоохранение и экология, а также в сельском хозяйстве. В большинстве своем историки и ученые приписывают изобретение ареометра французскому химикам Антуану Боме, который прославился своими исследованиями по измерению плотности жидкостей. Он создал два прибора: один для веществ с плотностью ниже, другой – для веществ с плотностью выше воды. Однако существует мнение, что подобный прибор был разработан еще в IV-V веках в египетской Александрии греческим ученым, философом и математиком Гипатией.
Первые ареометры использовались еще в эпоху позднего эллинизма (IV-V века н.э.) и имели форму, схожую с современными; они назывались гидроскопами. Эти устройства были цилиндрической формы и показывали плотность и удельный вес жидкости при погружении в нее.
Ареометры XVII века, созданные Боме, также изготавливались из стекла и имели шарообразную форму. В их нижней части находились ртуть или металлические шарики, а в верхней части располагалась полоска бумаги со шкалой. Для измерения концентрации веществ, таких как соль или сахар, использовался специальный ареометр с отметками, показывающими количество растворенного вещества. «Градусы Боме» представляют собой ареометрическую шкалу, которая применяется в современных науке и технике.
Строение ареометра для измерения плотности электролита
Поскольку предметом нашего интереса является электролит, давайте рассмотрим, как устроен и функционирует ареометр, используемый для автомобильных аккумуляторов.
Его конструкция весьма проста:
- трубка или колба из ясного стекла или прозрачного пластика;
- пипетка;
- резиновая груша;
- собственно ареометр.
На один конец колбы устанавливается пипетка, сделанная из резины (чтобы предотвратить повреждение сепараторов и пластин в аккумуляторе), внутрь помещается ареометр, а сверху крепится груша, с помощью которой в колбу поступает жидкость из батареи. Ареометр представляет собой стеклянную запаянную с обеих сторон колбу, имеющую внизу широкую и вверху узкую часть. В нижней части устанавливается балластный груз из металла или другого материала, а в верхней части наносится шкала, настроенная для отображения плотности электролита.
Как использовать грушу ареометра, мы объясним немного позже, отметив, что существует множество вариантов автомобильных ареометров, но все они функционируют по единому принципу, основанному на законе Архимеда: стеклянная колба погружается в электролит, а по шкале можно определить, какой плотности соответствует данное погружение.
Принцип действия ареометров
Функционирование этих устройств основано на гидростатическом принципе Архимеда: масса любого объекта равна массе воды, которую этот объект вытесняет. Ареометр погружается на различную глубину в зависимости от плотности жидкости.
Для определения условного веса жидкости ареометр опускается в сосуд с этой жидкостью. После того как прибор установится в правильное положение, плотность жидкости можно определить по шкале ареометра.
Виды ареометров
В ассортименте лабораторного оборудования и приборов, предлагаемых компанией «Прайм Кемикалс Групп», широко представлены ареометры. На нашем сайте вы можете приобрести ареометры для следующих измерений плотности:
- кислот в разных диапазонах;
- бензинов, дизельных топлив и других нефтепродуктов;
- различных жидкостей;
- содержания сахара в сахаросодержащих растворах;
- для спирта (спиртомер);
- вина (виномер).
Правила безопасности при использовании автомобильного ареометра
Начинайте измерение плотности электролита, помня, что это разбавленная соляная кислота – химически активное вещество, способное вызвать серьезные ожоги при соприкосновении с открытыми участками кожи.
Поэтому, во время работы с ареометром, важно соблюдать необходимые меры предосторожности:
- надеть резиновый фартук;
- защитить руки резиновыми перчатками;
- работать исключительно в защитных очках.
Проникновение кислоты в глаза может стать причиной утраты зрения!
Зимой для проверки плотности электролита аккумулятора с помощью ареометра необходимо находиться в помещении с отоплением.
Если электролит попадает на открытые участки кожи или в глаза, следует срочно промыть поражённые области под струёй воды, процедура должна занять не менее 15 минут. Затем нужно приготовить раствор соды (чайная ложка на 200 мл воды) или использовать мыльную воду для обработки обожжённых участков кожи – это поможет нейтрализовать действие кислоты щелочным веществом.
Далее необходимо вызвать скорую помощь или, если есть такая возможность, самостоятельно добраться до ближайшего медицинского учреждения для дальнейшего лечения.
Какова необходимая плотность в автомобиле аккумулятора
Прежде чем обсудить, какая плотность электролита должна быть и как ее правильно увеличить, важно уточнить, что под плотностью понимается удельный вес кислоты в растворе, который находится в ячейках аккумулятора.
В первую очередь, проверка плотности — это ключевой момент в обслуживании аккумуляторной батареи. В свинцовых батареях плотность измеряется в граммах на см³. Этот параметр прямо пропорционален концентрации раствора и зависит от температуры. Чем выше температура раствора, тем ниже его плотность.
Плотность электролита показывает состояние аккумулятора. Обычно, если устройство начинает терять заряд, стоит проверить уровень и качество электролита внутри ячеек. Проверка проводится с помощью ареометра при температуре около 25 градусов Цельсия. При других температурах следует корректировать результаты (можно воспользоваться таблицей).
Во время эксплуатации аккумулятора важно, чтобы показатели плотности электролита соответствовали норме с учетом климатических условий. Это значит, что плотность зимой и летом будет отличаться. В умеренном климате (без резких температурных колебаний) плотность электролита должна находиться в диапазоне 1.25-1.27 г/см³. В регионах с морозами ниже -30, значение увеличивается на 0.01 г/см³, а при жаре выше +30 оно уменьшается на 0.01 г/см³.
В условиях длительных морозов (температура до -50 °С) необходимо повысить плотность электролита до 1.29 г/см³, чтобы предотвратить замерзание жидкости в аккумуляторе.
Для наглядности, таблица значений плотности электролита помогает понять, какая плотность необходима аккумулятору в зависимости от времени года и климатических условий, таких как жара или холод. При этом важно понимать, что понижение плотности может продлить срок службы аккумулятора, в то время как повышение не рекомендуется без необходимости.
Также следует помнить, что аккумулятор в автомобиле обычно заряжен не на 100%, а на 85-90% от своей номинальной емкости, поэтому результаты измерений плотности часто будут ниже, чем у полностью заряженного устройства. В связи с этим рекомендуется выбирать значение на 0.01 г/см³ выше приведенного в таблице. Это обеспечит защиту от замерзания в зимний период.
Однако летом, слишком высокая плотность может вызвать закипание электролита в аккумуляторе. Необходимо соблюдать баланс, поскольку увеличение плотности сокращает срок службы батареи, в то время как ее снижение приводит к падению напряжения, ухудшению работы стартера и более быстрому разряду.
Кроме того, если зимой температура не падает ниже -30 градусов, а летом не превышает +30, то нет нужды в изменении стандартного значения плотности аккумулятора. Главное — поддерживать это значение на постоянном уровне.
Факторы, способствующие снижению плотности
Существует несколько причин, которые оказывают влияние на уровень плотности электролита в аккумуляторах.
К числу таких факторов относятся:
- Разряд аккумулятора. Это одна из ключевых причин снижения плотности электролита в автомобильном аккумуляторе. Одновременно с уменьшением заряда падают и характеристики плотности. При зарядке аккумулятора плотность постепенно восстанавливается. Значительная потеря ёмкости означает, что концентрация состава уменьшается.
- Эксплуатация. Со временем аккумулятор естественно изнашивается, и длительное его использование также сказывается на уровне кислоты.
- Хранение. Особенно опасным считается долгосрочное хранение в условиях низких температур.
- Выкипание. Выкипание электролита может произойти при перезарядке, что может быть вызвано работой зарядного устройства или неисправностью генератора.
- Злоупотребление водой. Чтобы поддерживать уровень электролита, водители часто добавляют воду, не проверяя плотность с помощью прибора. Кроме того, может происходить потеря кислоты, в результате чего плотность изменяется.
Установив точную причину снижения плотности электролита в вашем аккумуляторе, вы сможете легко её устранить. Однако следует помнить, что не всегда работоспособность аккумулятора зависит именно от плотности. Бывает, что без замены аккумулятора обойтись не получится.
Какие опасности связаны с высокой и низкой плотностью электролита
Не все водители знают, как плотность раствора электролита в аккумуляторе влияет на его работу и как изменения этой плотности могут отразиться на аккумуляторе.
На самом деле как низкая, так и высокая плотность электролита способны существенно сократить срок службы аккумулятора, что может привести к необходимости его замены.
При превышении допустимой концентрации батарея выходит из строя раньше срока. Кислота оказывается в состоянии постепенно разрушать пластины.
Низкая концентрация также не сулит ничего хорошего, так как происходят следующие процессы:
- Сульфатация. Это процесс, при котором на свинцовых пластинах образуется белый твердый налет. В результате, аккумуляторная батарея не может принимать заряд.
- Повышается порог замерзания. Если в растворе недостаточно кислоты, он может начать кристаллизоваться даже при -5 градусах Цельсия. Ледяная корка может повредить внутренние компоненты и привести к короткому замыканию на пластинах.
- Проблемы с запуском двигателя. Это, как правило, проявляется в зимний период.
Как мы видим, последствия изменения плотности различны, но все они не приносят ничего хорошего для автовладельцев.
Проблемы с батареей
Многим водителям известен пронзительный звук стартера или щелчки, а иногда и полная тишина под капотом автомобиля при попытке запустить двигатель. Эти неприятные ситуации могут быть вызваны следующими неисправностями:
- Проблема с электропроводкой автомобиля. Возможно, потерян один из контактов, что чаще всего связано с частичной утратой «массы».
- Неисправность втягивающего реле стартера.
- Сильный износ втулок стартера.
- Проблема с обмотками стартера.
- Низкое напряжение в цепи из-за разряженного аккумулятора.
Последний пункт, как правило, является наиболее вероятным. Логичным шагом будет проверка плотности электролита в аккумуляторе. От чего она зависит:
- Климатическая зона.
- Сезон года.
Чтобы корректно измерить плотность электролита в аккумуляторе, необходимо знать её норму и использовать прибор, называемый ареометром.
Определить правильную плотность несложно — есть специальные стандарты. Средний их диапазон составляет от 1,24 до 1,29 кг/дм³. Более точно:
- холодные регионы — 1,27 — 1,29 г/дм³ как летом, так и зимой;
- средняя полоса — 1,25 — 1,27 г/дм³;
- тёплые районы — 1,23 — 1,25 г/дм³.
Рекомендуется проверять плотность аккумулятора как минимум раз в три месяца. Даже малое отклонение от нормы требует немедленного дозарядки батареи.
Следить за показателями нужно с особым вниманием, чтобы аккумулятор служил долго и не подводил владельца в критические моменты. Особенно важно следить за ним зимой, поскольку при низких температурах снижается ёмкость, и даже единственный неудачный запуск двигателя может привести к разрядке аккумулятора.
С использованием простого устройства проверить плотность аккумулятора в домашних условиях достаточно легко.
Следует учитывать не только плотность, но и уровень электролита, особенно в летнее время, когда испарение происходит более активно.
Существует множество мнений относительно уровня электролита в аккумуляторе:
- Некоторые считают, что достаточно просто покрыть сетки сепараторов этой жидкостью.
- Другие уверены, что более высокий уровень электролита является более предпочтительным.
- Третьи вовсе не заглядывают под пробки аккумулятора до тех пор, пока не перестаёт вращаться стартер, что часто вызывает у таких владельцев неподдельное удивление.
Существуют аккумуляторы, на корпусе которых имеется метка, указывающая уровень электролита. Пользоваться этой меткой не очень удобно, и точность её показателей вызывает сомнения. В данном случае поможет проверенный «дедовский» способ: стеклянная трубка с наружным диаметром 5-6 мм. На её нижней части следует сделать риски, обозначающие правильный уровень электролита (в соответствии с паспортными данными батареи). Трубка поочерёдно опускается в каждую банку, до упора в сетку сепаратора. Затем верхняя часть трубки зажата пальцем, и конструкция аккуратно извлекается из банки, не отпуская пальца. Жидкость останется внутри трубки, что позволит увидеть её точный уровень.
Если уровень слишком низкий, необходимо постепенно добавлять дистиллированную воду в банку, при этом после каждого добавления следует производить контрольный замер. Если же уровень слишком висок, что тоже не является нормой, лишняя жидкость удаляется с помощью ареометра. Этот метод считается наиболее надёжным.
Необходимость в зарядном устройстве
Этот важный прибор нужен для поддержания исправного состояния батареи, и его должен иметь каждый владелец автомобиля. С использованием данного устройства можно всегда подзарядить аккумулятор, не обращаясь в сервисный центр или к местным мастерам.
С наличием подходящего прибора с амперметром водитель без труда сможет выполнить это самостоятельно. Этапы зарядки батареи:
- Подключите зарядное устройство к аккумулятору.
- Включите устройство.
- Установите величину зарядного тока. Она должна равняться десяти процентам ёмкости аккумулятора. Например, если ёмкость составляет 60 а/ч, то ток должен быть 6 ампер; если 63 а/ч — то 6,3 ампера.
Время зарядки зависит от того, насколько разряжен аккумулятор, что можно проверить с помощью ареометра, определяющего плотность. На шкале отображен процент разряда. К примеру, если батарея разряжена на 50% и её паспортная ёмкость равна 50 а/ч, значит, нужно дозарядить 25 а/ч. При заряде током в два ампера это займет двенадцать с половиной часов, а если ток равен четырем амперам — шесть часов 15 минут и т. д.
Принцип достаточно простой, но есть одно «но»: каждая АКБ имеет свои особенности, особенно если она не новая. Зарядка происходит с разной скоростью: быстрее или медленнее.
Доливка жидкости
Многие эксперты настоятельно рекомендуют не добавлять серную кислоту в батарею при ее сильной разрядке, что является ошибочным подходом. Кислота не смешивается с оставшимся электролитом сразу, и для этого требуется зарядка аккумулятора. В то время как агрессивная жидкость будет активно разъедать пластины, уничтожая активную массу — порошок, нанесённый на них.
Если же добавить электролит, последствия будут менее критичными, однако это также негативно отразится на состоянии аккумулятора.
Рекомендуется добавлять только воду. Исключением являются ситуации, когда требуется замена всего электролита из-за его низкой плотности, которая не позволяет произвести зарядку.
При слишком высокой плотности нужно использовать ареометр для откачки жидкости, а затем долить дистиллированную воду. После этого следует зарядить аккумулятор небольшим током, регулярно проверяя плотность электролита.
Если требуется замена электролита, нужно приготовить новый. Для этого в стеклянную или кислотоупорную пластиковую ёмкость сначала наливается дистиллированная вода, а затем, тонкой струёй, добавляется кислота.
При добавлении кислоты малыми порциями необходимо часто контролировать плотность электролита, достигая нужного значения в зависимости от климатических условий и времени года.
Руководство: как корректно осуществить проверку плотности
- В первую очередь следует собрать прибор. Поплавок устанавливается в стеклянную колбу, на одну сторону которой надевается груша, а на другую — пробка и наконечник.
- Затем нужно наполнить колбу жидкостью. Для этого сжимается груша, после чего постепенно ослабляется хватка. В итоге поплавок должен плавать в жидкости в вертикальном положении.
- С необходимо считать значение по шкале в месте, где прибор соприкасается с жидкостью.
- Заключительным этапом станет тщательная промывка устройства, чтобы избежать ошибок в показаниях при дальнейшей эксплуатации.
Важно соблюдать меры предосторожности при работе с электролитом, так как серная кислота представляет опасность для здоровья!
Принцип действия: определение соотношения массы жидкости к объему поплавка-пикнометра.
Плотность электролита, представляющего собой раствор серной кислоты, в аккумуляторной батарее измеряется в г/см3. Она варьируется в зависимости от концентрации раствора и степени заряда аккумулятора, так как при разрядке батареи часть серной кислоты попадает на пластины, что приводит к снижению плотности.
По этой причине измерение плотности АКБ нужно проводить при температуре около 25 °С и с полностью заряженной батареей. Для новой заряженной аккумуляторной батареи плотность должна составлять 1.28±0.01 г/см3. Значения могут варьироваться в зависимости от времени года и климатических условий. Нормальные показатели плотности кислот и щелочей, применяемых в электролите, колеблются от 1,22 до 1,29 г/см3 при температуре от 20 до 30 °С.
С уменьшением заряда аккумулятора плотность будет понижаться. При разрядке АКБ до половины плотность составит около 1.20±0.01 г/см3, а при полном разряде — не более 1.10±0.01 г/см3.
Снижение плотности на 0,01 г/см3 происходит при разрядке аккумулятора на 5 процентов. Частая подзарядка может негативно сказаться на работе устройства, однако уровень плотности жидкости можно восстановить добавлением дистиллированной воды.
Одним из видов ареометра для автолюбителей является прибор с набором поплавков одинакового объема, но различной массы, помещенных в стеклянный сосуд. Каждый такой поплавок имеет свою отметку. Принцип работы заключается в том, что поплавок с наиболее подходящим значением всплывет, а остальные останутся на дне.
Обратите внимание! При постоянном повышении плотности электролита срок службы АКБ сокращается.
Характеристики и точность замеров
При считывании данных с ареометра важно учитывать одну небольшую деталь. Более верное значение отображается не в месте контакта воды с поплавком, а на уровне мениска. Это нижняя часть изогнутой поверхности жидкости. Показания нужно записывать именно с этой нижней линии, так информация будет более надежной.
Недостатки прибора:
- В определенной мере значительное количество жидкости, которое подлежит измерению
- Шкала имеет нелинейную форму
- Малый диапазон значений, которые подлежат измерению, определяется начальной частью шкалы.
- Внешняя поверхность цилиндрического поплавка подвержена загрязнениям
- Капиллярные свойства жидкостей разнообразны, что негативно влияет на точность проверки.
Если значения для необходимой температуры при измерении плотности электролита не соответствуют нормам, нужно провести расчеты, опираясь на следующие данные:
Расчет при отклонении от нормы | |||||||
Температура измеряемого вещества, °C | -20°С | -10°С | 0°С | 10°С | 20°С | 30°С | 40°С |
Корректирующий коэффициент для электролита, г/см³ | -0,035 | -0,025 | -0,014 | -0,007 | 0,007 | 0,014 |
Выявляемые неисправности
Одним из преимуществ ареометра является безопасность измерения плотности жидкостей с точностью 0,05-0,1%. Кроме того, этот метод требует минимального количества вещества для анализа.
Аккумулятор в автомобиле функционирует должным образом при значении электролита: 1.28 г/см3 при температуре 25 градусов. Этот показатель характерен для новых аккумуляторов с соответствующей сертификацией.
Если плотность электролита в одной из секций аккумулятора оказывается ниже нормы, это может свидетельствовать о коротком замыкании: замыкании свинцовых пластин и, как следствие, о неисправности аккумуляторной батареи.
Если же во всем аккумуляторе плотность ниже установленной нормы, это может указывать на такие неисправности, как:
- Серьезное разряжение аккумулятора, уменьшение его эффективности.
- Случилась одна из фаз сульфатации (разложение серной кислоты).
- Батарея подверглась значительному износу из-за непрерывной работы двигателя исключительно на ней.
- Батарея устарела и требует замены.
- Дефектный аккумулятор.
- Аккумулятор представляет собой ненадежную подделку.
При обнаружении неверных показаний плотности электролита, необходимо устранить возникшие проблемы. Следует иметь в виду, что если низкая плотность наблюдается только в одной из банок — аккумулятор не подлежит восстановлению и его нужно заменить.
Детальные замеры напряжения с нагрузкой и без нее помогут выяснить точную причину неисправностей.
Важно! В процессе работы аккумуляторы теряют часть воды, что снижает уровень жидкости над пластинами и увеличивает концентрацию кислоты. Поэтому перед проведением проверки необходимо оценить уровень электролита. Нормальным уровнем считается 10-15 мм выше верхней линии сепараторов.
Рекомендации и нюансы
Чтобы обеспечить точность показаний ареометра, следует придерживаться определенных правил:
- Рекомендуется внимательно подбирать одежду для проведения проверки. Контакт кислоты с кожей может causar ожоги, поэтому соблюдать технику безопасности крайне важно. Также кислота может испортить одежду.
- При неправильном удерживании ареометра во время замера поплавок может застрять, что приведет к искажению показаний. Удерживайте его в вертикальном положении, чтобы он не касался стенок сосуда.
- После измерения плотности электролита обязательно промойте ареометр водой, чтобы удалить остатки кислоты, которые могут повредить устройство.
- Низкий уровень плотности в полностью изношенном устройстве указывает на длительный срок его службы.
Зачем нужна проверка?
Регулярная проверка плотности электролита позволяет выявлять и устранять неисправности в устройстве. С течением времени работы аккумулятора его эффективность неизбежно снижается по сравнению с первым днем эксплуатации. Поэтому необходимо уделять внимание его обслуживанию и уходу, что позволит ему прослужить до 10 лет.
Важно! Не рекомендуется добавлять электролит из других аккумуляторов, так как это может сократить срок службы устройства.
Плотность электролита в зимний период должна составлять 1,27 г/см3. Показатели ниже этого уровня негативно сказываются на работе устройства, затрудняя запуск автомобиля и порой приводя к замерзанию электролита.
Использование аккумулятора с низким уровнем заряда в холодную погоду может привести к повреждению свинцовых пластин. Также проверка плотности помогает оценить разряженность: чем ниже плотность, тем больше разряд батареи.
Влияние уровня заряда на плотность
Плотность электролита также зависит от состояния аккумулятора. При разрядке батареи концентрация серной кислоты снижается, так как она превращается в сульфат свинца, что приводит к уменьшению плотности электролита. В процессе зарядки аккумулятора происходит обратная реакция.
Важно! Для получения точных значений рекомендуется измерять плотность электролита, когда аккумулятор полностью заряжен. Идеальные условия для измерения: через 2-3 часа после завершения зарядки при температуре 25ºС. Новый сертифицированный аккумулятор при 25ºС должен показывать 1.28 г/см3 для средней полосы.
Толкование результата
Если уровень плотности электролита в одной из ячеек аккумуляторной батареи ниже, чем в остальных, это указывает на наличие короткого замыкания. В результате, аккумулятор считается неисправным и не подлежит восстановлению.
Одинаковые значения плотности во всех ячейках (±0.01 г/см3) свидетельствуют о степени заряженности и необходимости предпринимать определенные меры.
Низкие показатели плотности всего аккумулятора могут быть вызваны следующими проблемами: — »
- накопитель существенно разряжен;
- аккумулятор faulty;
- АКБ устарел, необходима его замена;
- источник питания значительно изношен, так как двигатель работает непрерывно.
Обзор известных моделей ареометров
Найти хороший ареометр достаточно легко, так как это простой инструмент, доступный в любом магазине автозапчастей. Существует множество видов таких приборов, которые отличаются друг от друга параметрами, для которых они калиброваны. Мы представим несколько популярных ареометров.
Для антифриза: | Приблизительная цена, у.е. | Плюсы | Минусы |
Jonnesway AR030002 | 8 | Компактный, многофункциональный, интуитивно понятный, надежный | Высокая стоимость |
JTC 1040 | 5 | Легкий и компактный, многофункционален (включает отметки замерзания и кипения) | Слабо переносит длительный контакт с кислотами |
AV Steel AV-920097 | 4 | Низкая цена, легкость в использовании, надежный, многофункциональный | Мелкая разметка на шкале |
Для электролита: | |||
Jonnesway AR030001 | 7 | Универсальный, легкий, с разноцветной шкалой, долговечный | Высокая цена |
Heyner Premium 925 010 | 6 | Доступная цена, пластиковый корпус, малый объем проверяемого электролита | Без чехла хранится неудачно, груша со временем может ослабевать |
Autoprofi АКБ BAT/TST-118 | 5 | Простота использования, цветная шкала, разумная цена | Работает только с свинцово-кислотными аккамуляторами, результаты не всегда точные |
JTC 1041 | 4 | Экономичный вариант, прочная колба, устойчивая к кислотам, точные измерения, компактный | Поплавок часто прилипает к стенке колбы, отсутствует футляр |
Вымпел АР-02 5002 | 2 | Легкий, герметичный, стеклянный, недорогой | Резиновая груша быстро теряет эластичность, нет чехла |
Перед выбором модели рекомендовано проконсультироваться со специалистами, так как производители каждый год создают новые версии с улучшенными характеристиками. Некоторые модели могут оказаться неэффективными для измерения определенных жидкостей.
В магазинах можно найти универсальные устройства, которые позволяют измерять как качество охлаждающей жидкости, так и электролита. Некоторые из них оборудованы циферблатом и калибруются по дистиллированной воде, чтобы подойти для различных типов жидкостей. На практике такие более дорогие устройства чаще подходят для профессиональных СТО, чем для домашних нужд.
Как видно, ареометр — простой прибор, с помощью которого даже начинающий пользователь сможет корректно измерить состояние электролита или антифриза. Благодаря этой простой процедуре автовладелец сможет значительно увеличить срок службы аккумулятора и обеспечить нормальную работу системы охлаждения двигателя.
Ареометр ИП-1
Это самый простой инструмент, который поможет пользователю узнать, как измерить плотность электролита. При заполнении измерительной камеры электролитом нужное значение определяется по пластиковой палочке, которая всплывает в растворе последней. Устройство имеет диапазон измерений от 1,19 до 1,31 (г/см3). Учитывая невысокую стоимость – от 100 рублей, прибору прощают сравнительно высокую погрешность (до 0,02 единиц).
Прибор Орион АР-2
Компактный экземпляр одноименного завода из Санкт-Петербурга. Устройство выполнено по классической схеме и имеет небольшие размеры.
Диапазон измерений составляет от 1,10 до 1,30 единиц. Производитель предоставляет подробную инструкцию, что позволяет не вспоминать, как пользоваться ареометром. При осторожном использовании можно получить результаты с погрешностью не более цены деления – 0,01.
Ареометр для электролита Autovirazh AV 9901
Продукт китайского производителя. На упаковке представлены таблицы для корректировки в зависимости от температуры измерения. Это также помогает пользователю установить уровень разряда батареи.
Изделие поставляется в индивидуальной упаковке и его цена находится в диапазоне 100-150 рублей.
Ареометр для электролита Sparta 549125
Прибор аналогичен предыдущему варианту. В комплект входят поплавки с различной плавучестью, что позволяет увеличить спектр его применения.
Стоимость устройства составляет до 200 рублей.
Ареометр для электролита Skybear 623000
Прибор традиционного типа оснащен стеклянной трубкой и грушей с пипеткой, выполненной из высококачественной резины. Диапазон измерений составляет от 1,10 до 1,30 единиц. Благодаря высокому качеству используемых материалов, производитель предлагает годовую гарантию.
Устройство 1 JTC 1039 тестер аккумуляторов
Прибор от тайваньского производителя отличается привлекательным дизайном и необычным оформлением. Проверка плотности осуществляется с высокой точностью. Также радует качественное исполнение. Единственным недостатком является отсутствие индивидуальной упаковки. Цена варьируется в пределах 350-400 рублей.
Устройство 2 Hella Hydro Wolt
Данное изделие позволяет не следовать строгим инструкциям по использованию ареометра для аккумуляторов. Прибор оснащен аналоговым вращающимся циферблатом и удобной кнопкой для забора жидкости. Линейка с цифрами рассчитана на измерение даже тысячных долей от целой единицы, что увеличивает доверие к прибору. Его цена колеблется от 800 до 1400 рублей.
Следовательно, измерение плотности электролита не представляет собой сложную задачу. Низкая стоимость этих устройств делает ненужным создание ареометра самостоятельно. Прибор стоит приобрести перед тем, как готовить АКБ к длительной эксплуатации.
Рекомендации и советы по использованию ареометра
Для корректного использования ареометра для аккумуляторов и обеспечения надежности результатов необходимо учитывать несколько значимых аспектов:
- Необходимо строго следовать правилам безопасности. Если кислота попадет на кожу, это может вызвать ожог, а при контакте с одеждой она сделает ее непригодной для использования.
- При измерении плотности электролита в аккумуляторе с помощью ареометра важно делать это правильно, избегая контакта поплавка с краями контейнера. В противном случае поплавок может застрять, что приведет к неверным показаниям.
- Будьте внимательны при работе с тосолом. Некоторые производители добавляют опасный элемент – этиленгликоль, который, в отличие от пропиленгликоля, обладает высокой токсичностью и при длительном контакте с кожей может вызвать серьезные повреждения.
Знание правильного использования плотномера для электролита поможет вам самостоятельно контролировать уровень кислотности в аккумуляторе. Это в сочетании с грамотной корректировкой продлит срок службы вашего верного друга на многие годы.
Как оценить качество ареометра?
Чтобы обеспечить точность измерений, ареометры должны удовлетворять ряду характеристик:
- диапазон измерений;
- границы погрешностей;
- точность делений;
- характеристики надежности;
- наличие термометрического устройства.
Типы ареометров классифицируются следующим образом:
Согласно ГОСТ 18481-81, ареометры подразделяются на классы в зависимости от их назначения:
- АК – используется для измерения плотности кислот;
- АМ – предназначен для определения плотности молочных продуктов, таких как молоко и сыворотка;
- АНТ – применяется для измерения плотности бензина, керосина и других нефтепродуктов с учетом температуры;
- АСП – служит для определения концентрации этилового спирта;
- АЭ (АР) – используется для измерения плотности электролита;
- АОН – предназначен для определения плотности различных жидкостей;
- АС — применяется для определения содержания сахара в растворах, содержащих сахар.
Можно ли провести измерения без ареометра
Определить плотность без ареометра невозможно. Однако есть возможность создать ареометр своими руками, используя в качестве ключевого элемента измерительный поплавок-грузик. Его можно изготовить из полой пластиковой трубочки, например, соломинки для напитков, внутрь которой помещается груз. Точность измерения будет зависеть от аккуратности нанесения шкалы на грузик и известной плотности эталонов жидкости. Сначала поплавок необходимо опустить в дистиллированную воду и отметить линии на поплавке, соответствующие поверхности воды. Эта линия будет означать 1,0 г/мл. Затем поплавок опускается в магазинный электролит с плотностью, например, 1,3 г/мл. Линия поверхности электролита на поплавке будет обозначать плотность 1,3 г/мл. Измеряется расстояние между полученными значениями в миллиметрах и делится на разницу значений — 30. После этого на поплавок можно нанести шкалу с любым шагом, хотя рекомендуется использовать значения 1,27; 1,25; 1,23; 1,2; 1,15; 1,1.
Отбор электролита можно произвести с помощью обычной резиновой груши, помещая жидкость в стеклянный стакан, куда помещается изготовленный поплавок-грузик.
Можно ли измерить плотность в необслуживаемом аккумуляторе
У необслуживаемых аккумуляторов отсутствуют откручиваемые пробки на банках. Тем не менее, при производстве батареи отверстия имеются. После наполнения электролитом эти отверстия закрываются одноразовыми пробками, которые иногда расположены на общей планке и запаиваются или заклеиваются. Если потребуется, можно осторожно снять эти пробки, и аккумулятор станет обслуживаемым. В некоторых случаях отверстия для пробок выполняются с помощью сверла, что также позволяет извлечь электролит и внести корректировки.
При выполнении подобных действий важно заранее знать, как надежно закрыть отверстия после сервиса. Это можно сделать с использованием того же пластика, из которого изготовлен корпус батареи, или аналогичного материала. Пластик легко клейте, плавится и спаивается.