Крупнейшие самолеты в мире, способные вместить до 1000 пассажиров
Авиаперевозки сегодня являются одними из самых популярных. Каждый день самолеты по воздуху транспортируют миллионы пассажиров по всему миру, а также осуществляют перевозку грузов и почты. В некоторых случаях размер воздушного судна играет важную роль.
Давайте рассмотрим крупнейшие самолеты в мире, узнаем об их истории, предназначении и актуальности в современных условиях.

Военный самолет Lockheed C – 5 Galaxy
Крупнейший военный самолет в мире
Крупнейший в мире самолет применяется исключительно в мирных целях, хотя многие его меньшие аналоги используются для транспортировки военных грузов. Наиболее успешные страны в этой сфере — Россия и США. Холодная война стала стимулом для гонки вооружений, что привело к значительному увеличению государственного финансирования в оборонную промышленность.
Создание одной модели требовало значительных вложений, поэтому перед осуществлением полетов каждый проект проходил детальную проверку. Время, необходимое для ввода в эксплуатацию такой техники, составляет примерно 5 лет с момента начала проектирования.
Ан 124 «Руслан»
Этот военно-транспортный самолёт является одним из немногих гигантов российской авиации. Проект был разработан, а первые полёты совершены ещё в период Советского Союза. Несмотря на это, технические решения инженеров опередили своё время и всё ещё остаются актуальными.
Наименование «Руслан» было присвоено лайнеру военнослужащими, и оно настолько полюбилось журналистам, что теперь он часто упоминается именно под этим именем. Это прозвище стало важной частью идентичности самолета.
Авиамашина обладает размахом крыльев около 80 метров и длиной 73 метра. Её максимальная дальность полета превышает 15 тысяч километров. Эти авиалайнеры не раз совершали кругосветные полёты с минимальным количеством дозаправок.
Эксплуатация «Руслана» осуществляется в России и на Украине, и он используется не только для военных грузоперевозок.
Lockheed C – 5 Galaxy
Модель Lockheed C – 5 Galaxy представляет собой ответ США на отечественные разработки лайнеров с высокой грузоподъемностью. Размеры этого гиганта впечатляют: в военном исполнении он способен транспортировать 275 полностью экипированных солдат, а в гражданской авиации может взять на борт 75 пассажиров. Изначально планировалось, что самолет будет использоваться для перевозки межконтинентальных баллистических ракет.
ДЕСЯТКА крупнейших пассажирских самолетов в мире
Самым большим пассажирским самолетом, который сейчас производится серийно, является Airbus A380. Его capacidad колеблется от 520 до 850 пассажиров в зависимости от конфигурации и дальности полета. Этот лайнер оборудован четырьмя двигателями, которые могут поднять в воздух до 559 тонн (максимальная взлетная масса аппарата). Для уменьшения веса A380 инженеры применили современные углепластиковые материалы, а для боковых и верхних панелей фюзеляжа использовался гибридный материал «Glare».
Проектирование этого авиалайнера было направлено на то, чтобы составить реальную конкуренцию Boeing 747, который долгое время занимал доминирующее положение на рынке. В десятку крупнейших и наиболее мощных самолетов мира входят воздушные судна с самыми впечатляющими размерами, которые когда-либо выходили с конвейеров ведущих производителей авиационной техники.
Concorde
Этот самолет стал началом резкого увеличения строительства сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров. Знакомый силуэт с заостренным носом легко распознается на фотографиях и видео. Он использовался на протяжении 27 лет, что сделало его рекордсменом по количеству перевезенных пассажиров – 3 миллиона человек.
Каждый производитель стремится стать лидером в своей отрасли. В авиастроении пока что нет конкурентов для компании Airbus с моделью A380. Этот крупнейший пассажирский самолет в мире выпускается уже много лет и постоянно получает новые модификации. Не за горами то время, когда один самолет сможет перевозить более 1000 пассажиров.
На российском рынке тяжелых самолетов сейчас непростые времена. В эксплуатации находятся устаревшие советские модели. Постепенно российские производители делают шаги к тому, чтобы догнать своих коллег из Европы и США, но это требует времени.
Каждый из упомянутых лайнеров может весить десятки тонн, но эффективность оценивается по формуле: 1 кг собственного веса на количество поднимаемого веса.
Airbus A340-600
Этот самолет являлся самым длинным среди пассажирских до выхода модели 747-8. Он по-прежнему длиннее A380 и способен вмещать 379 пассажиров. В эксплуатации с 2001 года.
Airbus A380-800
Это крупнейший пассажирский самолет в истории. Он является основным соперником Боинга 747, предлагая второй этаж на всей длине фюзеляжа. В зависимости от конфигурации салона, он может вместить до 850 пассажиров, но в среднем перевозит около 575. Самолет начал эксплуатироваться с 2007 года, однако производство было прекращено в 2021 году из-за высоких затрат.
Ил-96-300
Авиалайнер способен разместить до 300 пассажиров, располагающихся в рядах, состоящих из 9 мест. На рейсах для пассажиров эксплуатируется лишь 9 таких самолетов. Значительно большее количество машин используется для грузовых перевозок.
Предел дальности полета пассажирской версии составляет 9 000 км.
Boeing 747
Каждый из нас хотя бы раз наблюдал этот самолет. С момента своего первого полета в 1969 году, Boeing 747 оставался самым большим пассажирским авиалайнером на протяжении целых 37 лет, до появления Airbus A380. Он используется авиакомпаниями по всему миру. Легендарность этой модели подтверждается не только продолжительной и успешной «жизнью» различных модификаций. В 1991 году Boeing 747 установил мировой рекорд по количеству перевезенных пассажиров: во время операции «Соломон», по вывозу эфиопских евреев в Израиль, на борту 747 смогли разместиться и добраться до пункта назначения 1112 пассажиров. Кроме того, этот самолет также использовался для транспортировки космических кораблей программы «Спейс-Шаттл» от места производства до космодрома. Модификация 747-8I является самым длинным пассажирским самолетом в мире.
Характеристики и размеры (модель 747-8I):
- Длина: 76,4 м
- Размах крыла: 68,5 м
- Экипаж: 2 человека
- Количество пассажиров: 605 человек (в одноклассовой конфигурации)
- Максимальная скорость в полете: 1102 км/ч
- Дальность полета: 14100 км
- Максимальная взлетная масса: 448 тонн
Ан-22 «Антей»
Это первый в Советском Союзе широкофюзеляжный самолет, который до сих пор остается самым большим в мире среди турбовинтовых авиалайнеров. Первый раз в воздух он поднялся в 1965 году и продолжает использоваться в России и Украине.
Технические характеристики и размеры:
- Длина: 57,31 м
- Размах крыла: 64,40 м
- Экипаж: 5-7 человек
- Вместимость: 28 пассажиров, сопровождающий груз/290 солдат/202 раненых/150 десантников
- Максимальная скорость: 650 км/ч
- Дальность полета: 8500 км (без нагрузки)
- Максимальная взлетная масса: 225 т
Боинг 747-8
Ответ компании Боинг на Airbus A380. Это обновленная версия 747, отличающаяся большими размерами и удлиненным корпусом, также доступная в грузовом варианте. С 2010 года он может перевозить 467 пассажиров, распределенных по трем классам.
Boeing B-52
Stratofortress – «Стратосферная крепость». Тяжёлый стратегический бомбардировщик США на вооружении более 50 лет. Модель Б-52G – абсолютный рекордсмен по дальности полета среди военных авиапаратов.
- После пандемии власти Сицилии возьмут на себя часть расходов путешественников
- Два самолета сообщили о возможной угрозе взрыва на борту
- Артисты из Якутии выступили на концерте на высоте 11 000 метров
Самые крупные самолеты
Самолеты этой категории предназначены для транспортировки разнообразных грузов. Они существенно отличаются от пассажирских воздушных судов. Основным их отличием является увеличенный размер и большая масса. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с самолетами, которые заняли лидирующие позиции в области воздушной транспортировки.
Самый грузоподъемный авиалайнер
Этот титул принадлежит самолёту Ан-225, разработанному в Советском Союзе. Первые испытания этого авиалайнера, созданного в конструкторском бюро имени Антонова, прошли в 1988 году. Лайнер, названный «Мрия», продолжает использоваться в своей области. У этого лайнера есть уникальные параметры:
- Длина конструкции составляет восемьдесят четыре метра.
- Размах крыльев – восемьдесят восемь с половиной метров.
- Вес равен двести пятьдесят тоннам.
- Взлетная масса может достигать шестисот сорока тонн.
Интересно, что в 2004 году данный грузовой самолёт был включён в Книгу Рекордов Гиннеса. Самый крупный российский самолёт имеет двести сорок уникальных характеристик, которые значительно превосходят все существующие аналоги. Этот воздушный корабль был создан на основе самого большого грузового самолёта Ан-124. На сегодняшний день существует только один экземпляр Ан-225, который эксплуатируется на коммерческих рейсах и участвует в спасательных операциях. Важно отметить, что в 2016 году украинские власти достигли соглашения с китайскими об исполнении совместной разработки более усовершенствованной модели данного самолёта.
Рассматриваемая модель может вмещать до восьмидесяти восьми пассажиров, сопровождающих груз. К этому числу следует добавить места для шести членов экипажа, обслуживающих рейс. Конструкторы задумывали использовать этот воздушный корабль в космической сфере, что подчеркивает его универсальность. На сегодняшний день этот тяжеловес применяется для транспортировки крупногабаритного оборудования.
Максимально грузоподъемный авиалайнер, запущенный в серийное производство
Самый крупный самолет Руслан стал ещё одним достижением советского авиапрома. Он был разработан той же конструкторской группой, что и «Мрия». Первая версия самолета Ан-124 появилась в 1982 году. Инженеры создавали этот авиалайнер для транспортировки баллистических и межконтинентальных ракет. В настоящее время воздушное судно используется силовыми структурами как транспортный лайнер.
На протяжении своей истории конструкторское бюро выпустило пятьдесят пять единиц данной модели. Длина самолета составляет 69 метров, а высота – 24,5 метра. Размах его крыльев превышает 73 метра. Этот лайнер активно эксплуатируется украинским перевозчиком Antonov Airlines и военно-воздушными силами России. Максимальная дальность полета составляет примерно 11,5 тысяч километров, но при полной загрузке она сокращается до 4800 километров.
Скорость полета колеблется от 800 до 850 километров в час. Подлинный вес пустого авиалайнера равен 178 тоннам, а он способен поднять в воздух до 214 тонн разнообразного груза. Двухпалубный транспортный авиалайнер рассчитан на перевозку 21 пассажира. На нижней палубе располагается полностью герметичное багажное отделение. Лидерство среди самых больших гражданских самолетов для перевозки пассажиров удерживает Airbus A380.
Западные аналоги
Прежде чем появился «Руслан», на первом месте в категории самых больших грузовых самолетов находился Lockheed C-5 Galaxy. Интересно, что Военно-воздушные силы США продолжают применять эти грузовые лайнеры. Производственная компания, создавшая эту модель, выпустила около ста тридцати единиц данной техники.
Lockheed C-5 Galaxy классифицируется как военное транспортное судно с высокой грузоподъемностью. В настоящее время данный самолет занимает третье место в списке самых тяжелых воздушных судов. Его пустая масса составляет порядка ста семидесяти тонн, а максимальная грузоподъемность превышает двести тонн. Самолет имеет впечатляющие параметры: длина превышает семьдесят пять метров, а высота конструкции достигает двенадцати метров. Размах крыльев этого гиганта составляет более шестидесяти семи метров.
Он способен транспортировать около ста восемнадцати тонн груза, в то время как на борту может находиться до двухсот семидесяти человек. При полной загрузке дальность полета составляет около пяти с половиной тысяч километров, а максимальная дистанция полета достигает десяти тысяч девятьсот километров. Для достижения таких результатов были созданы специальные двигатели. Крейсерская скорость этого самолета достигает восьмисот восьмидесяти восьми километров в час.
Самый большой размах крыльев у лайнера
Отечественный самолет Ан-225 является крупнейшим воздушным судном, но рекорд по максимальному размаху крыльев принадлежит самолету Hughes H-4. Этот лайнер был разработан в 1947 году для нужд армии США. Интересно, что корпус данного самолета выполнен полностью из дерева. Он использовался лишь один раз во время тестового запуска. В настоящее время этот лайнер находится в музее в Орегоне как экспонат.
Рассматриваемый гигант обладает уникальными техническими показателями. Длина этого судна составляет 66,5 метров, высота – 24 метра. Размах его крыльев равен 97,5 метрам. Разработчики планировали использовать этот самолет для перевозки 750 солдат в полном снаряжении. Максимальная грузоподъемность равнялась 59 тоннам.
Одной из особенностей этого самолета является способность приземляться на воду. Авиалайнер должен был изменить ход Второй Мировой войны, однако разработка не была завершена в установленные сроки. Создание этого летательного аппарата обошлось американской стороне в 13 миллионов долларов. Ежегодные расходы на содержание лайнера в музее составляют около 1 миллиона долларов. Лидером среди небесных грузовиков по праву считается Ан-124 «Руслан».
«Аэробус» А380 – летательный город
Запуск и производство двухпалубного широкофюзеляжного самолета Airbus А380 положило конец длительной монополии Boeing 747, которая сохранялась на протяжении многих лет. Этот лайнер является крупнейшим пассажирским самолетом в мире.
Высокая надежность и низкие эксплуатационные расходы способствуют хорошему спросу на этот самолет, несмотря на его дороговизну. Самая дорогая модель была передана семье короля Саудовской Аравии, стоимость составила 488 миллионов долларов США.
Процесс разработки
Работы над новым крупномасштабным авиалайнером «Аэробус» начались в конце 80-х годов. Самолет разрабатывался, чтобы составить конкуренцию авиалайнеру «Боинг» 747, который доминировал на рынке таких машин с 70-х годов. В то же время корпорация Макдоннел Дуглас также пыталась создать аналогичный самолет, но ее проект не увенчался успехом.
Руководства «Боинг» и «Аэробус» понимали ограниченность рынка больших пассажирских самолетов, поэтому в 1993 году были предприняты попытки наладить партнерство для совместного использования рынка. В это время также развивались проекты «Аэробус» 3ХХ и «Боинг» 747Х.
Для нового «Аэробуса» рассматривались разные варианты фюзеляжа, включая удлиненный вариант от модели 340. Для «Боинга» планировалось увеличивать высоту носовой части фюзеляжа.
Разработка «Боинга» была прекращена в начале 1997 года из-за экономического кризиса в Восточной Азии, который негативно сказался на рынке крупных авиалайнеров.
Компания «Аэробус» решила продолжить работу над своим проектом, сосредоточившись на снижении эксплуатационных расходов и увеличении вместимости. Так было принято решение использовать двухпалубный фюзеляж, обеспечивающий максимальную пассажировместимость.
Обозначение А380 появилось в конце 2000 года, когда проект получил одобрение тогдашнего руководства «Аэробус». Первый самолет был построен в 2002 году. Процесс производства А380 отличался тем, что использовались мощности множества заводов, расположенных по всей Европе.
Первый полет «Аэробус» А380 был осуществлен весной 2005 года, а в начале 2006 года состоялся его первый тестовый перелет через Атлантику.
Работы по доработке конструкции и исправлению проблем с поставщиками отложили начало серийного производства до 2007 года, в котором был выпущен всего один экземпляр. Фактические поставки начались только в следующем году, когда было собрано 12 самолетов А380.
На начало 2017 года в эксплуатации находилось 207 лайнеров «Аэробус» А380, принадлежащих двенадцати авиакомпаниям. За время эксплуатации произошло несколько мелких инцидентов.
В частности, осенью 2017 года на одном из самолетов Air France произошло отделение элементов турбореактивного двигателя в полете. Причиной инцидента был признан производственный дефект втулки вентилятора двигателя GP7200.
Фюзеляж и cockpit пилотов
Фюзеляж самолета «Аэробус» А380-800 включает две палубы для расположения сидений пассажиров. Между этими палубами установлены лестницы, находящиеся в носовой и хвостовой частях пассажирского салона. При проектировании лестниц была обеспечена необходимая ширина для комфортного встречного движения пассажиров.
В конструкции фюзеляжа активно используются углеволоконные композиты.
Концевая секция фюзеляжа полностью изготовлена из композита. К этой секции прикреплены горизонтальный и вертикальный хвостовые стабилизаторы. Внутри располагается служебный отсек и вспомогательная газотурбинная установка с генератором.
В носовой части фюзеляжа находится кабина пилотов, в которой предусмотрено два места. Для отображения информации в кабине установлены жидкокристаллические мониторы (концепция «стеклянной кабины») стандартизированного типа, что позволяет легко заменять устройства.
У пилотов отсутствует традиционный штурвал. Вместо этого используются джойстики, расположенные с наружной стороны кресел. Эти джойстики управляют электроприводами. В кабине пилотов насчитывается более 100 тыс. проводов, соединяющих различные электронные и электрические узлы.
Перед пилотами имеется раскладной столик с клавиатурой. Между креслами размещены органы управления, включая четыре рычага РУД для регулирования работы двигателей.
Крыло «Аэробус» А380 разрабатывалось с учетом взлетного веса не менее 650 тыс. кг, который планируется для будущих модификаций.
Этот вес также предполагался для грузового варианта самолета A380-800F, который в итоге не был запущен в серийное производство.
Двигатели
В зависимости от версии лайнера «Аэробус» A380, он может быть оборудован турбореактивными двигателями Trent 900 от Rolls-Royce или GP7200, разработанными совместно несколькими компаниями в рамках Engine Alliance.
Силовая установка GP7200 состоит из деталей, разработанных рядом ведущих производителей двигателей. Оба типа двигателей отвечают современным нормам по уровню шумности как при взлете, так и при посадке.
В таблице представлены некоторые характеристики двигателей.
Параметр | Trent 900 | GP7200 |
Тип | Турбовентиляторный трехвальный | Турбовентиляторный двухвальный |
Тип камеры сгорания | Одиночная | Одиночная с понижением выбросов |
Конструкция турбины | По одной ступени высокого и среднего давления, 5 ступеней для низкого давления | Две ступени высокого давления и 6 ступеней низкого |
Компрессор | Одного вентиляторного колеса, 8-ступенчатая стадия среднего давления и 6-ступенчатая высокого | Вентилятор, 5-ступенчатая низкого давления и 9-ступенчатая высокого давления |
Длина, мм | 5478 | 4920 |
Диаметр, мм | 2950 | 3160 |
Вес, кг | 6246 | 6712 |
Тяга на взлете, кН | 310-340 | 311 |
Для сокращения пробега при использовании двух двигателей предусмотрен реверс тяги (по одному двигателю под каждым крылом). В качестве топлива используется авиационный керосин.
Ведутся исследования по эксплуатации двигателей на смеси авиационного керосина и переработанного природного газа. Запас топлива хранится в 13 кессонных баках, расположенных в крыльях и горизонтальной поверхности.
В системе подачи топлива установлено 41 насос, которые постоянно перекачивают топливо между баками для поддержания централизованной массы и уменьшения лобового сопротивления.
Структура пассажирского отсека
Герметичный пассажирский отсек самолета «Аэробус» А380 обладает улучшенными звукоизоляционными характеристиками. Размер фюзеляжа позволяет установить 11 рядов пассажирских сидений.
Все места связаны с системами связи, построенными на основе оптоволоконных технологий.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется через две двери, которые находятся в передней части фюзеляжа на нижнем уровне.
Первый класс
Места находятся в носовой части нижней палубы. В общей сложности предлагается 14 мест: 4 из них расположены по бортам в одиночном варианте, а оставшиеся 6 размещены парами в центральном ряду. Ключевой особенностью сидений первого класса является возможность трансформации в полноценное спальное место.
В начале и в конце кабины находятся санитарный узел и мини-кухня. Также в первом классе предусмотрена душевая установка (не установлена на всех моделях «Аэробус» A380).
Класс бизнес
Кресла для пассажиров бизнес-класса находятся сразу за первым классом. Они расположены в восемь рядов на достаточно значительном расстоянии друг от друга. Конструкция кресел позволяет recline спинки, создавая спальное место.
В салоне бизнес-класса насчитывается 20 рядов кресел, общая вместимость составляет 76 мест.
В начале и в конце салона размещены мини-кухни и туалетные комнаты. В области первого аварийного выхода расположена барная стойка. Второй аварийный выход находится ближе к хвостовой части самолета «Аэробус» A380.
Эконом класс
Сиденья эконом-класса на «Аэробусе» А380 находятся на верхней палубе и организованы в три ряда. Боковые ряды включают по три места, а центральный ряд состоит из четырех. Между рядами имеются два прохода. Санузлы расположены в носовой, кормовой и средней частях самолета.
Салон вмещает 399 пассажиров. Каждое сиденье оборудовано индивидуальным экраном, установленным в спинке. В эконом-классе предусмотрены две мини-кухни и три санузла.
В случае экстренной ситуации пассажиры эконом-класса могут покинуть самолет «Аэробус» А380 через 10 аварийных выходов.
Существует возможность расширения эконом-класса на вторую палубу, что позволит увеличить вместимость «Аэробуса» А380 до рекордных 853 пассажиров.
Шасси
В процессе выпуска и уборки шасси на «Аэробус» А380 используется комбинированный привод, который включает гидравлические системы (с дублированием) и исполнительные электроприводы (также дублированные). Управление шасси осуществляется электроприводами через гидравлические системы.
Таким образом, удалось реализовать четыре независимые системы управления, что увеличило безопасность эксплуатации самолета и уменьшило вероятность возникновения опасных ситуаций. Ниши шасси закрыты створками из композитных материалов. Конструкция створок выполнена как монолит.
Сравнительные летные характеристики
Параметры | A380 Плюс | Боинг 747-8Ф | |
Размах крыла, мм | 79 800 | 68 450 | |
Длина, мм | 73 000 | 76 250 | |
Высота, мм | 24 100 | 19 350 | |
Пустая масса, кг | 276 800 | 191 100 | |
Максимальный взлетный вес, кг | 560 000 | 578 000 | 442 000 |
Запас топлива, л | 325 000 | — | |
Суммарная тяга на взлете, кН | 1244-1360 | Не менее 1244 | 1188 |
Максимальная скорость, км/ч | 1020 | 988 | |
Крейсерская скорость, км/ч | До 945 | 908 | |
Дальность полета, км | 15 200 | 15 756 | 14 100 |
Потолок, м | 13 115 | 13 000 | |
Экипаж, чел | 2 | ||
Количество мест, чел | 853 | 933 | 581 |
Перспективы
В середине 2017 года компания «Аэробус» представила улучшенную версию самолета А380 Plus. Главные цели усовершенствований заключаются в снижении цены машины, что, как ожидается, должно привести к росту спроса на данный авиалайнер.
При этом обновленные салоны рассчитаны на размещение рекордных 933 пассажиров. Вместимость увеличена за счет более плотной компоновки сидений и уменьшения площади технических отсеков.
Внешний вид А380 Плюс практически не отличается от своего предшественника – основные изменения касаются конструкции крыла, которая теперь должна обеспечивать меньшее сопротивление.
Модифицированные двигатели Rolls-Royce и Engine Alliance имеют сниженный расход топлива и увеличенную тягу на 7%, однако официальных сведений по ним в открытых источниках нет.
Максимальная вместимость пассажиров Боинга 747
С момента своего появления 9 февраля 1969 года, Боинг 747, известный как Джамбо Джет, на протяжении 36 лет оставался самым крупным и вместительным самолётом в мире. В 1991 году авиалайнер израильской компании EL AL установил рекорд, перевезя 1122 пассажира за один рейс.
Рекорд дальности полета был установлен лайнером 747 австралийской авиакомпанией в 1989 году. Без пассажиров и грузов самолет выполнил беспосадочный перелет из Лондона в Сидней за 20 часов 9 минут.
Характеристики и параметры самолета
Boeing 747 классифицируется как магистральный широкофюзеляжный самолет. Он имеет компоновку с двумя палубами, где верхний пассажирский отсек значительно меньше нижнего. Первая модель «747» была длиной 70,6 м, что на сегодняшний день делает его одним из самых длинных самолетов. Размах крыла составляет 59,6 м.
Площадь крыла равняется 511 кв. м. Масса самолета без нагрузки достигает 162,4 т, а ширина фюзеляжа составляет 6,1 м. Для взлета Jumbo Jet оснащён четырьмя турбореактивными двигателями с двухконтурной системой, обеспечивающими общее тягловое усилие в 22,6 т. Двигатели размещены под передней частью крыла.
Для повышения управляемости и улучшения массового баланса Boeing 747 оборудован дополнительными хвостовыми баками.
Взлетная скорость самолета составляет 270 км/ч, что позволяет шасси оторваться от взлетной полосы. Максимально допустимая взлетная масса составляет 412 т, что стало возможным благодаря особой форме оконцовок крыла, которые у Boeing 747 имеют вертикальное расположение.
Эта особенность улучшает аэродинамику и способствует экономии топлива. Максимальная высота, на которую может подняться Jumbo Jet, достигает 13 км 750 м. Самолет массой 400 т способен развивать скорость до 0,84 маха. Крейсерская скорость Boeing 747 составляет 955 км/ч.
«747» может перевозить до 366 пассажиров на верхней палубе и 452 на нижней. При этом максимальная дальность полета с полной загрузкой составляет 9,8 км, что достигается благодаря топливным бакам с общим объемом 183 380 литров.
Планировка
Боинг 747 способен перевозить до 1100 пассажиров и имеет две палубы для дальних перелетов. Наиболее популярными модификациями этого самолета являются Джамбо Джеты с 522 местами. Эти авиалайнеры относятся к 400-й серии, что делает их удобным примером для изучения компоновки летательного аппарата.
Салон Боинга 747 разделен на три класса по уровню комфорта и условиям во время полета. Первый или бизнес-класс предлагает максимальное удобство и располагается на верхней палубе в передней части самолета. Эконом-класс, в свою очередь, находится на второй палубе и предлагает стандартные условия. Туристическая зона расположена на первом уровне.
Верхний ярус
На верхней палубе, в рядах с 1 по 3, расположены места для пассажиров бизнес-класса. Кресла в этом сегменте самолета находятся по 2 вдоль каждого борта. В общей сложности имеется 6 мест повышенного комфорта. Расстояние между рядами составляет 1,5 метра. Каждое посадочное место оборудовано раскладывающимся креслом, столиком и монитором с диагональю 15,4 дюйма.
С 5-го по 9-й ряды находятся сиденья эконом-класса. Салон представлен двумя параллельными колоннами посадочных мест, по 3 кресла в каждой. Между рядами присутствует расстояние в 0,86 метра. Каждое место оснащено 8,9-дюймовым монитором и подлокотником. Пассажир, сидящий посередине, делит подлокотник с соседями.
На верхней палубе располагается 30 мест эконом-класса. Пассажиры разных категорий комфорта отделены друг от друга мягкой непрозрачной перегородкой. Также на этом уровне находится одна уборная, расположенная в задней части салона справа по ходу движения самолета. Лестница, ведущая на нижнюю палубу, находится слева.
Туалеты бизнес-класса размещены в передней части салона. Здесь же имеются две аварийные exits, по одному с каждой стороны самолета. Нумерация мест осуществляется в соответствии с международными стандартами слева направо по движению «747-го». Маркировка выполняется с помощью буквенно-цифрового кода: цифра соответствует номеру ряда, а латинская буква указывает конкретное кресло.
Нижний уровень
Боинг 747, благодаря нижней палубе, может разместить до 470 пассажиров на этом уровне. Ряды с 10 по 19 находятся в носовой части самолета. В 10, 11 и 12 рядах по 2 кресла с каждой стороны. В рядах 14-16 расположены по 6 мест, с 3 креслами вдоль стенки и по одному креслу посередине.
Кресла с 17 по 19 ряды формируют 3-рядную компоновку. Три кресла располагаются вдоль фюзеляжа, а два — по центру. Перед 10 рядом есть места для крепления детских колясок. За 19 рядом находятся 2 аварийных выхода, по одному с каждой стороны фюзеляжа. За ними расположены туалеты, между которыми размещены 3 ряда по 3 кресла.
С 22 по 29 ряды имеют 3-рядную конфигурацию с расположением мест по схеме 3-4-3. Эта секция завершается двумя туалетами по центру. За 29 рядом находятся 2 аварийных выхода.
В зоне с 31 по 43 ряды расположены над крылом. Начиная с 36-го ряда, в каждом ряду имеются 10 кресел по схеме 3-4-3. С 31 по 36 ряд кресла по 3 штуки находятся вдоль левого борта Боинга. Справа — места для детских колясок. По центру предусмотрена лестница на верхний уровень.
С 44 по 54 ряды имеют стандартную планировку для широкофюзеляжных межконтинентальных авиалайнеров с 10 креслами в ряд по схеме 3-4-3. В переднем ряду вместо мест есть зона для детских колясок, а в 54 ряду располагается кухня.
Аварийные выходы находятся между 54 и 55 рядами с обеих сторон. В рядах с 55 по 58 располагаются две линии кресел вдоль каждой стороны, а посередине находятся 3 кухни: первые 2 сдвоенные и третья через проход от них.
С 58 ряда внутреннее пространство самолета имеет традиционную компоновку – 10 кресел в 3 линии по 3, 4 и 3 кресла соответственно. С 67 по 71 ряды количество боковых кресел уменьшается на 1 с каждой стороны, следуя схеме 2-4-2.
Расстояние между рядами на нижнем уровне составляет 0,78 м. Каждое место оборудовано 8,9 дюймовым LCD экраном, подлокотником и раскладным столиком для еды. Нумерация мест в салоне начинается с передней левой стороны по ходу движения самолета.
Модификации, пассажировместимость и планировка салонов
Первая версия Боинга 747 была представлена 2 сентября 1968 года.
На 2019 год завод в Сиэтле создал и выпустил ряд модификаций этого самолета:
- Boeing 747-100;
- Boeing 747S;
- Boeing 747-200;
- Boeing 747-300;
- Boeing 747-400;
- Boeing 747-8;
- Boeing 747 LCF «Dreamlifter»;
- Военные транспортные версии.
Разработка каждой новой версии самолета была необходима для его технической модернизации, чтобы он соответствовал актуальным международным стандартам.
747-100
Первичная версия самолета носит индекс 747-100. Jumbo Jet изначально разрабатывался как двухпалубное летательное средство. Однако в первых моделях верхний уровень не имел пассажирских мест.
На этом уровне была зона отдыха, оборудованная 3 иллюминаторами. Планировка нижнего яруса соответствовала стандартам широкофюзеляжных авиалайнеров. Вместимость салона модели «747-100» составляет 452 человека в двух классах и 366 в третьем.
747SP
Данная модель Boeing была разработана как усеченная версия «747-100». Первые самолеты Special Performance сошли с конвейера в 1976 году. Этот летательный аппарат был создан для перевозки пассажиров на менее загруженных маршрутах. Для повышения экономичности SP инженеры сократили длину салона, изменили форму киля и доработали систему управления крылом.
В результате грузоподъемность «747SP» снизилась до 220 пассажиров. Максимальная дальность полета достигла 10 500 км на одном баке топлива, а крейсерская скорость Special Performance составляет 980 км/ч. Салон при этом остался практически без изменений.
747-200
Эта версия Боинг 747-200 отличается от своего предшественника только более мощными двигателями.
В результате этого была достигнута максимальная дальность полета в снаряженном состоянии до 10 800 км.
747-300
При разработке «747-300» он изначально задумывался как тринадцатимоторный Boeing с средней дальностью полета. Однако интерес к таким самолетам в тот период был весьма низким. В результате техническое задание было изменено, и в 1980 году появился новый широкий магистральный авиалайнер.
Главным отличием данной модели от «747-200» стало наличие 10 иллюминаторов на верхнем уровне и прямая лестница. Вместимость Boeing этой модели достигала 435 пассажиров второго класса.
747-400
Эта версия Боинг 747 является наиболее востребованной в мире. Здесь впервые была применена идея вертикальных оконечностей крыла, благодаря чему самолеты этой модели стали легко узнаваемыми.
747-8
Обновленная версия модели «747-8» была разработана как транспортное воздушное судно. Ее длина превышает длину 400-й модели на 5,5 метров. Первые образцы для пассажиров были представлены в 2011 году.
Салон данного самолета в основном сохраняет все технологические решения своего предшественника. Однако благодаря удлинению, грузоподъемность Boeing 747-8 возросла до 581 пассажира во втором классе. Максимальная дальность полета составляет 14 815 км.
Удивительные факты
- Боинг-747 на момент своего появления стал первым широкофюзеляжным авиалайнером для гражданской авиации и фактически открыл новую эру в сфере пассажирских авиаперевозок. На протяжении 36 лет (до выхода Аэробуса А-380) он удерживал рекорд по числу мест для пассажиров.
- Выпуск авиалайнера осуществлялся в условиях жестких сроков, поэтому первый самолет серии 747 собирался на открытом воздухе. Позднее было возведено самое большое производственное здание в мире объемом 13,3 миллиона кубометров, а его площадь превышает 50 гектаров (что эквивалентно 70 футбольным полям). Для запуска производства компания «Боинг» привлекла кредит в размере 2 миллиардов долларов, что стало беспрецедентной суммой для тех времен.
- На сегодняшний день существует множество модификаций Боинга-747, которые применяются как для перевозки пассажиров, так и для грузовых и специальных задач. Например, модель Evergreen 747 Supertanker является крупнейшим пожарным самолетом в мире, она способна перевозить почти 76 тысяч литров химических веществ для борьбы с огнем.
- Также стоит отметить конструкцию крыла. У моделей 747 стреловидность составляет 37,5 градусов, что больше, чем у их конкурентов. Для предотвращения опасных колебаний крыла в полете в процессе строительства используется обедненный уран в качестве грузов.
- Президент США использует улучшенный Боинг-747, получивший в СМИ прозвище «самолет Апокалипсиса». Этот борт способен развивать скорость до 1000 километров в час.
Крупнейший российский воздушный судно
В прошлом человечество лишь могло наблюдать за небом и мечтать о полетах. Сегодня, благодаря современным технологиям, которые привели к созданию самолетов, казавшаяся невозможной мечта стала доступной. С момента создания первой модели летательного аппарата человеческий ум стремится к разработке более совершенствованных и высокотехнологичных моделей, в результате чего возникают настоящие воздушные гиганты.
Воздушный гигант – Airbus А380
Самолет Airbus А380 является самым крупным в России и в мире. В его конструкции предусмотрены две палубы, а размеры лайнера следующие:
- Высота составляет 24 м.
- Размах крыльев достигает 80 м.
- Длина данного воздушного гиганта равна 73 м.
Авиалайнер вмещает 555 человек, в то время как чартерная версия может разместить до 853 пассажиров. Без необходимости в экстренной посадке данный воздушный транспорт способен преодолевать около 15,5 тыс. км, при этом его топливная эффективность составляет всего 3,5 литра на 100 км. С появлением Airbus А380 модель Боинг 747 была вытеснена с пьедестала, на котором она успешно находилась более 30 лет, удерживая звание самого большого воздушного судна.
Боинг 747
Самый крупный пассажирский самолет в России, который на протяжении более 30 лет сохранял лидерство, – это Боинг 747. Услуги этого авиалайнера по-прежнему востребованы среди наших соотечественников. Именно данная модель воздушного судна первой выполнила длительный рейс без пересадок по маршруту «Лондон-Сидней». В воздухе авиалайнер находился 20,5 часов, за это время он преодолел расстояние в 18,5 тыс. км.
Ан-225 или «Мрия»
Этот огромный российский самолет, предназначенный для транспортировки крупногабаритных грузов, был разработан в конце 80-х годов прошлого века украинскими учеными в рамках СССР. Конструкция данного гиганта включает в себя турбореактивный шестимоторный высокоплан с двумя килями. Крылья этого воздушного уничтожителя имеют форму, напоминающую стрелу.
При создании самолета использовалась программа под названием «Буран», в рамках которой советское правительство нуждалось в мощном воздушном транспорте для перевозки тяжелых грузов. Основной задачей проекта был транспорт ракет-носителей, которые требовалось доставлять от советского космодрома к местам сборки. Инженеры должны были сконструировать воздушного гиганта, способного перевозить свыше 200 тонн. Так родился Ан-225.
Характеристики грузового гиганта:
- 6,6 м — ширина самолета;
- 4,6 м — высота авиалайнера;
- 44 м — длина транспортного средства.
На борту Ан-225 предусмотрены 88 посадочных мест для сопровождающих груз. Экипажная кабина рассчитана на работу шести членов экипажа. Каждая система управления оборудована четырехкратным резервированием.
Высота самолета составляет 18,5 метров, что соответствует высоте пятиэтажного здания.
Размеры этого воздушного транспорта настолько впечатляющи, что для его приземления необходима взлетно-посадочная полоса длиной не менее 2500 метров. Шасси легендарного лайнера — самые крупные в мире, имеющие 32 колеса. Столько колес позволяет без труда выдерживать вес в 650 тонн, который составляет загруженное воздушное судно. Для улучшения процесса торможения пилоты могут переключать двигатели в реверсивный режим.
Для ускорения процесса загрузки имеется возможность опускать переднюю часть самолета к земле с помощью мощных домкратов, что упрощает размещение самых громоздких грузов на борту.
В настоящее время в мире существует лишь один аналог такого типа авиалайнера. Инженеры планируют в ближайшем будущем создать подобную модель. По некоторым источникам, разработка «брата-близнеца» Ан-225 продвигается успешно, и работы уже завершены на 75%.
Ан-124 «Руслан»
Самый крупный самолет «Руслан» был разработан немного ранее, чем Ан-225. Его создание было обусловлено необходимостью транспортировки баллистических и межконтинентальных ракет. Однако, после завершения его постройки, результаты удивили даже разработчиков. Вместительный «Руслан» начал применять не только для этих целей, но и для перевозки как боевой, так и десантной техники. Цена одного такого самолета составляет около 300 миллионов долларов.
Первый полет воздушного гиганта состоялся в конце 1982 года, а его эксплуатация началась в конце 1987 года.
Технические характеристики самолета:
- Длина – 69,5 м;
- Высота – 21,5 м;
- Размах крыла – 73,5 м;
- Масса без нагрузки – 174 тонны;
- Скорость – 866 км/ч;
- Дальность полета – 14500 км.
Конструкция самолета выполнена как высокоплан, с стреловидными крыльями и однокилевым оперением. Внутри имеется две палубы: на первой находятся основные и резервные кабины для экипажа, а также кабина для сопровождающих груз, рассчитанная на 21 человека. На второй палубе размещается груз, объем которого составляет 1060 куб. м.
Для удобства загрузки и разгрузки в самолете предусмотрена специальная система, позволяющая откидывать кабину в нужную сторону. 24 колеса дарят возможность приземляться на грунтовых дорогах при необходимости.
На «Руслане» установлены четыре турбореактивных двигателя, каждый из которых имеет тягу 23450 кг/см. Это позволяет поднимать в воздух груз массой до 155 тонн.
На борту можно найти:
- автоматическую систему ЭДСУ;
- автоматизированное управление штурвалом;
- гидравлическую систему четырехканального типа;
- надежные средства жизнеобеспечения экипажа и электроэнергии.
Управление огромным самолетом осуществляется с помощью 35 современных компьютерных систем. «Руслан» стал гордостью СССР в деле создания тяжелого авиатранспорта. В 1985 году он установил 21 мировой рекорд по перевозке тяжеловесных грузов на большие дистанции.
Самый крупный грузовой самолет
Ан 225 – «Мрия» по праву считается самым большим самолетом в мире. Его длина составляет 73 метра, а размах крыльев достигает впечатляющих 88 метров! Этот самолет существует в единственном экземпляре и используется украинской компанией «Antonov Airlines». Хотя в теории он может классифицироваться как транспортный, изначально его предназначение заключалось в перевозке многоразового космического аппарата «Буран».
После распада Советского Союза самый большой грузовой самолет оказался в Украине, однако долгое время не использовался. С него были сняты двигатели и значительное оборудование. Лишь в начале 2000-х годов возникла необходимость в подобном «воздушном грузовике», и самолет был модернизирован для соответствия международным авиационным стандартам.
Сегодня Ан 225 адаптирован для коммерческих грузоперевозок, а его грузоподъемность составляет около 250 тонн.
Примечание: на самом деле существует второй экземпляр «Мрии», однако он находится в стадии недостройки. Степень готовности проекта составляет 70%. Для завершения строительства потребуется около 100 миллионов долларов, которые пока никто из инвесторов не готов предоставить.
Достижения самолета
Ан-225 установил множество рекордов по грузоподъёмности. Этот самый крупный грузовой самолет на планете достиг абсолютного рекорда по поднятию груза в воздух — 253,5 тонны. Этот воздушный гигант неоднократно был занесён в Книгу Рекордов Гиннеса.
В течение следующих десяти лет вряд ли кто-то сможет реализовать проект подобного масштаба, поэтому этот лайнер сохранит своё лидерство в категориях «самый большой самолет в мире» и «самый тяжёлый самолет» на протяжении ближайших десяти-пятнадцати лет.
Почему «Мрия» считается выдающимся самолетом
Таким образом, Ан-225 «Мрия» стал единственным и неповторимым летательным аппаратом в мире. Это не является преувеличением — в ходе одного из первых полетов самолет установил 110 мировых рекордов по грузоподъемности, скорости и высоте полета всего за 3,5 часа! Всего на счету этого самолета значится 250 мировых рекордов. Эта цифра пока недостижима для любого другого летательного аппарата в истории авиации.
Размах крыльев «Мрии» составляет 88,4 м, длина фюзеляжа — 84 м, высота — 18,2 м, а площадь крыла — 905 кв. м. Пустой самолет весил 216 тонн, а его максимальная взлетная масса достигала 640 тонн. Для полной заправки баков требовалось 300 тонн топлива. Экипаж, управлявший этим гигантом, состоял из 6 человек. Над кабиной пилотов располагался герметичный салон на 88 мест для сопровождения грузов.
Без груза самолет мог преодолеть 15,400 км, а при полной загрузке — до 4,000 км. Практический потолок полета составлял 12,000 м. Что касается грузов, грузоподъемность «Мрии» изменилась. Теперь она перевозила локомотивы, крупные генераторы и различные гуманитарные грузы.
История создания и разрушения мечты
Работы над проектом «Мрия» начались в 1985 году по заданию партии. Основные конструкторы этого уникального самолета, Петр Балабуев и Виктор Толмачев, возглавили команду талантливых инженеров, и им удалось завершить проект за рекордно короткий срок. Спустя 3,5 года Ан-225 был готов к полету.
Конструктор Петр Балабуев
Такой быстрый прогресс был обусловлен тем, что новая техника разрабатывалась на основе существующего проекта другого самолета — Ан-124 «Руслан». Он был удлинён, дополнен двумя двигателями и изменённым хвостовым оперением; при этом убрали грузовой люк и увеличили количество стоек шасси.
Ан-124 «Руслан»
Первый полет совершил самолет в декабре 1988 года под управлением летчика-испытателя Александра Галуненко. А всего через полгода «Мрия» произвела фурор на 38-м Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, Франция. Затем последовали Международная авиавыставка в Фарнборо, Великобритания, в 1990 году и другие мероприятия.
Однако в 1991 году Ан-225 был помещён в ангар, а его двигатели были установлены на «Руслан». В дальнейшем последовали годы забвения и возрождение в 2001 году. В этом году «Мрия» начала выполнять свои первые коммерческие рейсы по всему миру, посетив все континенты, кроме Антарктиды. Одними из последних важных рейсов стали перевозки вакцин от коронавируса в разные страны.
27 февраля 2022 года единственный Ан-225 «Мрия» был разрушен в Гостомеле после удара ракеты. По предварительным оценкам, для восстановления этого гиганта потребуется не менее 5 лет и около 3 миллиардов долларов (примерно 250.5 миллиардов рублей).
Хотя «Мрия» считается самым большим грузовым самолетом в мире, американский Stratolaunch — просто самый большой самолет.