Coraggioso.ruТехника

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работает

Слово «бульдозер» появилось в конце XIX века — оно относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. В 1923 году появился именно первый бульдозер — огромная и шумная машина. Они были сделаны на базе тракторов путём монтажа спереди металлического щита; в отличие от бульдозера, тракторы появились намного раньше, в XIX веке, и были паровыми. Так, в Англии уже в 1830-х годах локомобили работали на сельхозработах (даже тогдашние несовершенные тракторы могли соперничать с 15-30 лошадьми каждый). Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работает

Содержание

Бульдозер

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

Бульдозер – самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и тому подобное транспортное средство.

Бульдозер – самоходная гусеничная или колесная (или иная) машина, оснащенная с фронта навесным рабочим органом – отвалом (щитом), которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Отвал является основным рабочим органом бульдозера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. С помощью отвала производится перемещение сыпучих грузов, а также вскрышные и планировочные работы.

Главными составными частями бульдозера являются базовый трактор и рабочее оборудование. При установке на бульдозер с тыльной части базовой машины рыхлительного оборудования (рыхлителя) получают исполнение бульдозера-рыхлителя.

Первоначально слово «бульдозер», появившееся в конце XIX века, относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. Впоследствии – в начале XX века данный термин закрепился за трактором, оснащенным спереди металлическим щитом.

Типы, виды и классы бульдозеров

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора, типу системы управления.

По назначению различают бульдозеры общестроительного назначения и специальные бульдозеры. Первые представляют собой бульдозеры для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ в различных грунтовых и климатических условиях. К специальным бульдозерам относятся, например, различные инженерные военные машины, тягачи, толкачи, подземные и подводные модели, т.е. они предназначены для выполнения работ в специфических грунтовых условиях или технологических условиях.

По типу ходового устройства бульдозеры бывают гусеничные или колесные бульдозеры в зависимости от типа исполнения базовой машины.

Широкое применение получили гусеничные бульдозеры благодаря их высокой проходимости на различных типах грунтов (в т.ч. в болотах, песках и пр.), высокой мощности и высоким тягово-сцепным свойствам. Они обеспечивают минимальное давление на грунт. Однако перемещение их по дорогам с асфальтовым покрытием требует использования специальной техники – трала.

Колесные бульдозеры отличаются высокой мобильностью и возможностью самостоятельного перемещения на длинные расстояния по дорогам с асфальтовым покрытием. Они могут быть использованы в основном на площадках с твердым основанием.

По тяговому классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают следующие бульдозеры:

  • малогабаритные бульдозеры (сила тяги до 0,9 т, мощность 18,5-37 кВт),
  • легкиебульдозеры (сила тяги 1,4-4 т, мощность 37-96 кВт),
  • тяжелыебульдозеры (сила тяги 6-15 т, мощность 103-154 кВт),
  • сверхтяжелыебульдозеры (сила тяги 50-100 т, мощность 510-880 кВт).

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры:

  • с неповоротным отвалом,
  • с поворотным отвалом,
  • с гидроперекосом,
  • с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин,
  • с рыхлителем.

По типу системы управления отвалом различают бульдозеры:

  • с гидравлическим управлением,
  • с механическим (канатно-блочным) управлением.

Бульдозеры по конструкции рабочего оборудования

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры:

  • с неповоротным отвалом;
  • поворотным отвалом в плане;
  • универсальные;
  • бульдозеры-погрузчики.

Бульдозеры с неповоротным отвалом

В бульдозерах с неповоротным отвалом он установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

Бульдозеры с поворотным отвалом

В бульдозерах с поворотным отвалом его можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.

Универсальные бульдозеры

Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под углом в разные стороны.

Бульдозеры-погрузчики

Бульдозеры-погрузчики характеризуются тем, что на подъемной стреле шарнирно установлен отвал; вместо него можно навешивать грузовой ковш или другие виды сменного рабочего оборудования (например, крюк).

Бульдозеры по форме рабочего органа

По форме рабочего органа различают:

  • прямой;
  • полусферический;
  • сферический отвалы.

У прямого отвала — одинаковая форма по всей ширине.
Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей.
В сферическом отвале боковые секции выдвинуты вперед на V3 ширины.

Назначение отвалов бульдозера

По назначению отвалы подразделяют на:

  • землеройный;
  • скальный;
  • снежный;
  • угольный;
  • отвалы для толкания скреперов;
  • уборки древесных отходов, мусора.

Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов.

Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов.

Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега.

Угольный отвал используют при складировании материалов.

Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом.

Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

Бульдозеры типу привода рабочего оборудования

По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

Бульдозеры по мощности двигателя

По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов:

  • малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5…37 кВт),
  • легкие (классов 1,4…4, мощностью 37…96 кВт),
  • средние (классов 6…15, мощностью 103…154 кВт),
  • тяжелые (классов 25…35, мощностью 220…405 кВт),
  • сверхтяжелые (классов 50… 100, мощностью 510…880 кВт).

Области применения

Сегодня бульдозер активно применяют в дорожном хозяйстве, строительстве, при добыче полезных ископаемых и на предприятиях иного направления деятельности. Способности техники срезать, копать и перемещать грунт, горные породы и иные сыпучие материалы также применяются для механизации таких видов работ, как:

  • выравнивание территорий и зачистка пологих откосов;
  • снятие плодородной почвы при подготовке стройплощадки;
  • создание каналов небольшой глубины;
  • обустройство насыпей;
  • зачистка оснований под фундаменты сооружений;
  • разработка почвы на косогорах;
  • засыпка траншей и прочих углублений;
  • расчистка зоны добычи полезных ископаемых;
  • очистка больших площадей от мусора, камней, снега и др.

Принцип работы

Современный бульдозер отличается простой схемой функционирования. Основной рабочий орган, управляемый из кабины, перемещается в вертикальной или горизонтальной плоскости. По команде оператора нижняя часть отвала бульдозера, оснащенная ножом, заглубляется в грунт или горную породу. За счет толкательного движения, обеспечиваемого перемещением техники вперед, происходит срез слоя и его передвижение на нужное расстояние и место.

Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование:

Отвал – это навесное оборудование для бульдозеров, автогрейдеров, погрузчиков, тракторов и автомобилей, используемое для разработки грунтов, снегоуборочных и других работ. В отличие от ковшей, отвалы не пригодны для погрузки грунта на транспортные средства.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работает

Отвал бульдозера представляет собой тяжелую металлическую пластину, устанавливаемую на передней части базовой машины (трактора, колесной машины и пр.), которая используется для толкания предметов и засыпания грунта, песка, почвы, снега и иных сыпучих материалов.

Отвал бульдозера – это основное рабочее оборудование бульдозера.

Вдоль нижней кромки отвала прикрепляются ножи либо зубья. По бокам к отвалу могут привариваться т.н. «щёки» (боковые пластины), предназначенные для препятствования рассыпанию перемещаемого материала.

Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, механическим (канатно-блочным) или электромеханическим приводом для подъёма-опускания отвала, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Отвалы крепятся к тяговой машине с помощью рамы (толкающего устройства).

Объем грунта, который может перемещаться перед бульдозерным отвалом, называется призмой волочения. Ее можно вычислить математически с помощью ширины (длины) и высоты отвала. При этом криволинейная часть отвала не учитывается.

Производительность бульдозера определяется характеристиками отвала – соотношением величины максимального тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала и его разновидностью. Последняя в свою очередь также определяет направление использования бульдозера и его использование в тех или иных производственных операциях.

Чем больше значение соотношения тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала, тем более прочные грунты может разрабатывать бульдозер.

Бульдозерные отвалы обычно бывают нескольких разновидностей:

  • неповоротный,
  • поворотный,
  • с гидроперекосом,
  • отвал из двух шарнирно сочленённых половин.

Неповоротный бульдозерный отвал устанавливается перпендикулярно продольной оси базовой машины. Соответственно изменить угол поворота отвала в горизонтальной плоскости от оси продольной базовой машины у такого бульдозера невозможно.

У поворотного бульдозерного отвала с рабочего места оператора можно изменить угол его поворота в обе стороны от продольной оси машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней.

У бульдозерного отвала с гидроперекосом (или с дистанционным изменением угла резания) с рабочего места оператора изменяется его положение относительно вертикальной плоскости. Данный отвал предназначен  для планировочных работ, в основном применяется в дорожном строительстве. Гидроперекос может устанавливаться как на неповоротные, так и поворотные отвалы.

У отвала, состоящего из двух шарнирно сочленённых половин, каждая половина устанавливается под различными углами к продольной оси базовой машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней. Такой отвал предназначен для различных дорожных и землеройных работ.

Отвалы также бывают сферическими, полусферическими и прямыми. Отдельно можно выделить сигма отвал.

Прямой отвал внешне представляет собой прямую или несколько изогнутую пластину. Прямой отвал используется для проведения вскрышных работ.

Сферический отвал состоит из трех пластин: одной центральной и двух боковых, приваренных к центральной пластине под углом таким образом, что контур отвала образуется подобие окружности (сферы). Это позволяет при выполнении рабочих операций смещать грунт к центру отвала и обеспечивает малый процент потери перемещаемого материала. Используется данный тип отвала для перемещения сыпучих материалов.

Полусферический отвал аналогичен сферическому, только угол крепления боковых пластин больше и боковые пластины имеют меньшие размеры по сравнению с центральной пластиной. Данный тип отвала является универсальным. Он не только используется для перемещения сыпучих материалов, но также для работы с плотными грунтами, планировочных и вскрышных работ.

Сигма-отвал назван так потому, что его очертание напоминает греческую букву «сигма» – Σ. Его центральная часть легко внедряется в грунт, а форма краев препятствует просыпанию материалов. Он предназначен для проведения вскрышных работ и для работы с плотными грунтами.

Кроме того существует масса специфических отвалов:

  • корчеватели,
  • буферные,
  • угольные,
  • рекультивационные,
  • торфяные,
  • отвал для разминирования минных полей,
  • и другие.

Корчеватель предназначен для удаления пней, мелколесья, кустарников с корневой системой, скрытых древесных остатков и валунных камней.

Буферный отвал имеет особую конструкцию. Он представляет собой разновидность прямого неповоротного отвала с резиновыми амортизаторами, поглощающие механические удары при толкании прицепных скреперов.

Рекультивационный отвал предназначен для снятия плодородного слоя земли. По сравнению с другими отвалами он имеют большую ширину (длину).

Угольный и торфяной отвалы предназначены для работы с данными типами материалов. Торфяной отвал оснащается системой гидроперекоса и является разновидность прямого неповоротного отвала. Угольный отвал также оснащается системой гидроперекоса и является разновидностью сферического отвала с увеличенной площадью.

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работает

Рыхлитель – длинное, похожее на коготь устройство, устанавливаемое на задней части бульдозера и предназначенное для рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов.

Рыхлительное оборудование устанавливается не только на бульдозера, но и во многих случаях также на тягачи и автогрейдеры.

Рыхлитель может быть выполнен в виде одного устройства (зубы) либо в группах из 2 и более устройств (зубьев).

Различаются рыхлители общего и специального назначения. У первых глубина рыхления составляет до 100 см. Вторые предназначены для более глубокого рыхления.

Бульдозеры снабжаются и другим сменным рабочим оборудованием (откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Параметры бульдозера

К основным параметрам качества бульдозера относят следующие показатели:

  • тяговый класс базового тягача (трактора), кН (тс),
  • конструктивная масса, т,
  • максимальное тяговое усилие при общей эксплуатационной массе, кН (тс),
  • мощность двигателя, кВт (л. с.),
  • длина отвала, мм,
  • высота отвала, мм,
  • подъем отвала над опорной поверхностью, мм,
  • опускание отвала ниже опорной поверхности, мм,
  • объем призмы волочения,
  • угол резания, (°),
  • угол поперечного перекоса отвала, (°),
  • угол поворота отвала в плане, (°),
  • скорость, км/ч: вперед/назад,
  • тип трансмиссии,
  • тип управления рабочими органами,
  • максимальная глубина рыхления, мм,
  • ширина захвата рыхлителя, мм,
  • число зубьев, шт.,
  • тип крепления зуба,
  • тип амортизатора,
  • допустимая разность скоростей при толкании, км/ч,
  • ход амортизатора, мм,
  • наличие устройства для запуска двигателя при отрицательных температурах,
  • число видов дополнительного рабочего оборудования, шт.,
  • конструктивная масса рабочего оборудования, т,
  • вместимость топливного бака, л.,
  • наработка на отказ, моточас,
  • установленная безотказная наработка, моточас,
  • установленный ресурс до первого капитального ремонта, моточас,
  • удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний, чел·ч/моточас,
  • оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания,
  • удельная масса, т/тс,
  • удельный расход топлива, г/м3 • м,
  • удельный расход рабочей жидкости, г/моточас,
  • усилия на органах управления, Н: на рычагах и на педалях,
  • уровень вибрации, дБ: сиденья машиниста, пола кабины и на органах управления,
  • уровень шума, дБА: на рабочем месте машиниста и в рабочей зоне бульдозера,
  • температура на рабочем мес­те машиниста, °С,
  • внутренние размеры кабины, мм,
  • уровень загазованности на ра­бочем месте машиниста, мг/м3,
  • уровень запыленности на ра­бочем месте машиниста, мг/м3,
  • обзорность, рад,

Применение бульдозера

  • послойное срезание и копание, разравнивание и планировка грунта,
  • послойное срезание и копание полезных ископаемых и иных материалов,
  • снятие плодородного поверхностного слоя земли,
  • перемещение горных пород, грунта, сыпучих и иных материалов,
  • штабелирование горных пород, грунта, сыпучих и иных материалов,
  • сооружение насыпей,
  • вскрышные работы,
  • зачистка откосов,
  • разработка неглубоких каналов,
  • валка деревьев, срезка кустарника, корчевка пней, удаление камней,
  • расчистка поверхностей от мусора и снега,
  • прессование,
  • обратная засыпка траншей и котлованов,
  • использование в качестве толкачей (например, скреперов) и тягачей.

Расширение возможностей современных бульдозеров

Универсальные возможности бульдозеров способствуют экономии затрат на рабочую силу, транспортировку и эксплуатацию оборудования. С самого начала строительства эти машины, оснащенные соответствующим дополнительным оборудованием, участвуют в расчистке и выравнивании участка, уборке мусора и даже в переработке отходов. Затем в главной фазе строительства бульдозеры выполняют земляные работы и первоначальную планировку профиля участка, разравнивают щебень и материалы-заполнители и, наконец, производят окончательную планировку. Бульдозер может применяться для штабелирования сыпучих материалов, угля и бревен, утилизации отходов и древесной щепы, при работах с использованием лебедки и многих других.

Долговечность и надежность – важные качества бульдозера, которые ценит потребитель. При разработке новых моделей производители стремятся улучшить и эти качества: повышают точность изготовления, ужесточают конструкционные допуски.

Так, для увеличения срока службы гусеничных лент и ходовой части в целом бульдозер компании XCMG мод. TY320 может оснащаться системой автоматического натяжения гусениц и автоматической системой смазки. Бульдозер TY320 XCMG массой 36,7–37,2 т с турбированным двигателем мощностью 235 кВт разработан по лицензии Komatsu и является флагманом линейки бульдозеров XCMG. Кабина шестигранная, шумоизолированная, может оснащаться отопителем и кондиционером. В кабине имеется монитор электронной системы управления. Трансмиссия гидромеханическая с блокируемым гидротрансформатором.Чтобы масла в агрегатах машин были чистыми, а машина не перегревалась, бульдозеры оснащаются первоклассными современными фильтрами и мощными системами охлаждения, эти меры помогают увеличить сроки службы компонентов машины.

Так, в гидравлической системе бульдозера новой линейки компании «ДСТ-Урал» мод. ТМ 10.11 ГСТ20 организована двойная фильтрация жидкости: на всасывании после гидронасоса (напорный элемент) и на сливе (полнопоточный фильтр). Гидронасос и гидрораспределитель производства Bosch-Rexroth.

Бульдозер ТМ 10.11 ГСТ20 массой 38,5 т с двигателем мощностью 303 кВт. Ходовая часть в нем комплектуется катками с герметизированными необслуживаемыми подшипниками со смазкой, заложенной на весь срок службы, и гидравлическим механизмом натяжения гусеничных лент. Трансмиссия гидростатическая, с электронным управлением. Кабина шестигранная, установлена на амортизаторах, с двойным остеклением, системой климат-контроля, со стеклоочистителями и омывателями лобового, заднего и дверных окон. Управление осуществляется двумя джойстиками. Имеется исполнение мод. ТМ 10.11 «болотоход». Также предлагаются отвалы различных типов.

Бульдозеры семейства ТМ 10 унифицированы по основным узлам и элементам с машинами ведущих производителей бульдозеров (больше всего по комплектующим с высокой степенью износа).

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работаетОператор проводит в кабине до 12 ч в день, поэтому производители бульдозеров стараются обеспечить ему комфортные условия работы.Варианты исполнения одной модели – от машин с «низким давлением на грунт» или с гусеничными башмаками увеличенной ширины до модификаций с «удлиненной ходовой частью» – также расширяют универсальные возможности модели, и строительные компании могут подобрать вариант, наиболее подходящий к условиям работ на их строительном объекте.

Так, у компании Zoomlion в серии бульдозеров ZD имеются модели в исполнении «болотоход».

Мод. Zoomlion ZD 160S-3 – болотоход массой 18,9 т с двигателем мощностью 131 кВт – оснащена гусеничными лентами с башмаками шириной 950 мм, что больше на 440 мм по сравнению с базовой моделью. Также у модификации «болотоход» увеличена длина ходовой части, которая составляет 2935 мм. Это больше на 495 мм по отношению к стандартной модели бульдозера. В результате удельное давление на грунт у болотохода уменьшено в 2 раза по сравнению с базовой моделью и составляет 33,3 кПа.

Кабина 6-гранная, шумоизолированная, комплектуется кондиционером, отопителем, сиденье регулируемое подрессоренное. Бульдозеры Zoomlion серии ZD оснащаются современным электронным управлением. Опционно предлагается предпусковой подогреватель двигателя. Имеется централизованная автоматическая система смазки. Трансмиссия гидромеханическая с планетарными передачами. Катки выполнены из закаленной стали, есть автоматическая система натяжения гусеничных лент. Бульдозеры Zoomlion серии ZD спроектированы на базе конструкции Komatsu. Возможно использование запасных частей от бульдозеров Shantui и Komatsu.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работаетИнженерам компаний-производителей удалось разработать и внедрить в конструкции бульдозеров ряд инновационных решений, которые помогают машинам двигаться более плавно и выполнять окончательную планировку участков быстрее.

Дополнительное оборудование для бульдозеров. Бульдозеры многих марок прямо на сборочном заводе могут оснащаться таким дополнительным оборудованием, как отвалы специальных форм и конструкций спереди, а также рыхлители, лебедки, буксировочное устройство сзади и т. д. Такое разнообразное оборудование дает возможность владельцам бульдозеров подбирать наиболее оптимальные комплектации машины для выполнения работ любого типа.

Одно из наиболее распространенных орудий – это однозубые или многостоечные рыхлители, с помощью которых бульдозеры разрыхляют плотный (или мерзлый) грунт и облегчают в дальнейшем его бульдозерование либо разработку экскаватором. Бульдозеры с рыхлителями могут использоваться для предпосевной обработки почвы. Сначала почва обильно поливается водой, а затем разрыхляется, чтобы почва равномерно перемешалась с водой.

Так, бульдозер мод. CLG В230R компании LiuGong оснащается 3- или 5-стоечным задним рыхлителем.

Бульдозер CLG В230R массой 26,3 т с турбированным двигателем мощностью 179 кВт разработан на основе лицензии Komatsu, оснащается гидромеханической трансмиссией. Компоненты гидросистемы производства Kawasaki (Япония), РВД – Manuli (Италия). Кабина с защитной конструкцией ROPS, с шумоизоляцией и усиленной теплоизоляцией, комплектуется креслом оператора Grammer (Германия), автомагнитолой и кондиционером, управление электронное, осуществляется джойстиками. Опционно предлагаются независимый воздушный отопитель AirTronic, предпусковой подогреватель двигателя и салона Hydronic. Возможна установка дополнительного топливного фильтра Separ-2000. На гусеничные траки предлагаются накладки для движения по асфальту. Предлагаются отвалы типов U, SU, S и скальный. Возможна установка 3D-системы нивелирования, системы контроля расхода топлива FMS, централизованной системы смазки Vögel, а также телематической системы на основе спутниковой навигации GPS/ ГЛОНАСС.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работаетV-образный кусторезный отвал используется для очистки участков от растительности, а рыхлитель, установленный позади бульдозера, извлекает из земли их корни. Дисковая борона, которая устанавливается после рыхлителя, создает рядки для посадки саженцев лесных деревьев или сельскохозяйственных культур. Гидравлическая лебедка может применяться для подтягивания бревен при заготовке древесины или расчистке участков от растительности. Бульдозер выполняет работу за один проход, это экономит рабочее время и деньги. Такое оборудование используется в лесозаготовительной и сельскохозяйственной отраслях. Также дополнительное оборудование дает возможность использовать бульдозеры на полигонах для мусора, для создания разделительных полос при тушении природных лесных пожаров и для укладки трубопроводов.Так, недавно ООО «ЧТЗ-Уралтрак» изготовило партию бульдозеров мод. Б10М2 в специальных комплектациях для работы с твердыми и коммунальными отходами, а также для прокладки противопожарных полос в лесах: с поворотным отвалом и передним отвалом-плугом.

Бульдозер Б10М2 массой 18,6–21,4 т с двигателем мощностью 132–140 кВт, трансмиссия гидромеханическая (с гидротрансформатором и планетарной коробкой передач), с переключением без разрыва потока мощности, бортовые редукторы планетарные, кабина с защитой ROPS/ FOPS, с двойными стеклопакетами, воздушный отопитель ZENIN-8000. Ресурс ходовой системы увеличен благодаря применению опорных катков с подшипниками скольжения и уплотнений типа DuoCone (самоподжимные, с двухконусными плавающими кольцами, необслуживаемые), которые увеличивают срок эксплуатации узла до 50% по сравнению со стандартными уплотнениями. Планетарные бортовые редукторы. Бортовые фрикционы с металлокерамическими дисками.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работает
Вместо того чтобы рыть экскаватором траншею для прокладки кабеля, можно производить выемку узких траншей небольшим бульдозером (мощностью 100–130 л.с.). Барабан с оптоволоконным кабелем устанавливается на переднюю часть машины, кабель протягивается назад, к кабелеукладчику. Так можно быстро укладывать в землю многокилометровые кабели, не привлекая экскаватор. Бульдозер, тянущий за собой плужный нож кабелеукладчика или укладчика керамических труб для мелиорации, – это только некоторые примеры необычного использования бульдозеров. Укладка силовых кабелей также относится к разряду нетрадиционного применения бульдозеров, когда машина оснащается сразу двумя-тремя задними лебедками.

Так, компания SHEHWA (входит в государственное предприятие КНР HBXG) предлагает в дополнение к стандартным моделям исполнения «кабеле­укладчик», «болотоход» и «трубоукладчик».

Бульдозер-кабелеукладчик HBXG SD7LGP на базе одноименного болотохода (с пониженным давлением на грунт) обладает высокими тяговыми характеристиками (19 тс) и сцепными свойствами (ширина башмака 914 мм), что позволяет вести укладку кабеля (оптоволоконный кабель, кабель связи, кабель-трос, укладка гибких трубопроводов диаметром до 40 мм) с высокой производительностью и без использования дополнительных тягачей на грунтах I–III категорий со скоростью от 1,5 до 6,5 км/ч на глубину до 1600 мм. Кабелеукладчик одновременно укладывает кабель (трубу, ленту) с 2–4 катушек, возимый запас – 4 катушки кабеля.

Бульдозер SD7LGP массой 25,8 т с двигателем мощностью 169 кВт, с треугольной ходовой – такая конструкция с поднятой ведущей звездочкой позволяет проводить сервисное обслуживание и ремонт непосредственно на месте работы машины. Основные агрегаты бульдозера (гидротрансфоратор, гидронасос, гидромоторы и т. п.) расположены выше, чем при классической схеме, и меньше подвержены действию воды, грязи, песка.

Бортовые редукторы планетарного типа, гусеницы, самоочищающиеся от грязи, с герметичными шарнирами с заложенной на весь срок службы смазкой и опорные катки на втулках скольжения с герметичным уплотнением. Ходовая часть допускает использование некоторых элементов ходовой бульдозера Caterpillar D7.

Управление

Например, Case оборудует свои трактора Universal Machine Control. Это значит, что на машину ставятся универсальные станочные опоры, кронштейны, направляющие лезвий и пакет проводов. Комплект подходит ко всем основным типам управляющих систем. Купив подобную машину, ее владелец получает возможность установить любую из них. Такой же широкий выбор будет и у другого собственника в том случае, если бульдозер продадут на вторичном рынке.

Liebherr предлагает для бульдозеров INTUSI (INTelligent User Interface). Ее собираются ставить на все погрузчики и землеройные машины данной марки. Для передачи и получения информации, как между техникой, так и для человека, система пользуется технологией IoT. Сведения для оператора выводятся на монитор с сенсорным управлением. В тяжелых условиях работы, для ввода данных применяются тактильные контроллеры. В индивидуальном профиле оператора хранятся все его настройки.

Система интеллектуального управления бульдозером Komatsu запоминает параметры площадок. Карта рельефа участка играет важную роль – машина может «предвидеть» основные аспекты функционирования, от начальных стадий, до финальной зачистки территории. Это повышает производительность на 40%. Более того, система имитирует навыки и приемы работы опытных трактористов. В результате молодые операторы учатся намного быстрее, чем это было раньше.

Возможности, 20 лет назад не существовавшие вообще, а 10 лет назад бывшие диковиной, сейчас – повседневная реальность. Они входят в стандартный набор функций бульдозера. Базовое оборудование John Deere экономит 20% топлива в эко-режиме. Этот показатель можно повысить еще более, за счет подключения автоматической системы управления. Поставленная на заводе SmartGrade 3D без мачты контролирует все проходы бульдозера, повышая производительность и улучшая качество работы. Auto SmartGrade добивается того же за счет объединения контроля уровня ДТ с управлением подачей топлива. Телематика JDLink предлагает огромное количество данных для самых разных платформ, включая мобильные. С помощью Service Advisor Remote выполняется удаленная диагностика, а также установка новых версий ПО.

Бульдозер Cat D6 XE напичкан новейшими технологиями по применению дизель-электрического привода. Благодаря этому у него на 10% выше производительность и на столько же меньше расход ДТ. Кроме того, машина оборудована переключаемыми реактивными моторами, которые особенно хороши при движении с реверсом или переменной скоростью.

Внедрение интеллектуальных функций не будет достаточно эффективным, если не наладить максимально возможное взаимодействие между машиной и человеком. По этой причине большие усилия прилагаются именно в данном направлении. Оператор бульдозера Caterpillar может регулировать рабочий режим по монитору. В профиле устанавливаются и сохраняются до 17 специальных характеристик процесса: движение по склону, большое усилие на крюке и т.п.

В бульдозерах Case 1150M, 1650M и 2050M, а также других из этой же серии, оператор регулирует работу ковша, рулевого управления и других узлов в одном из трех режимов работы: плавный, нормальный или агрессивный. Это позволяет человеку настроить машину «под себя», что благотворно влияет на производительность труда и снижает утомляемость.

Бульдозеры Liebherr в базовой комплектации оборудованы системой LiDAT. Это усовершенствованная телеметрия, обеспечивающая управление базой данных, притом, не одной машины, а нескольких одновременно. При подключении дополнительного пакета Teleservice, появляется возможность выполнения удаленной диагностики и даже настройки.

Трансмиссия и отвал

Немало сил прилагается и для того, чтобы усовершенствовать отдельные узлы. Особенно это касается отвала и трансмиссии, которые играют решающую роль в передаче мощности двигателя непосредственно на срезаемый пласт грунта. В этом плане стоит обратить внимание на John Deere 850L. Его гидростатическую трансмиссию специально увеличили для того, чтобы машина могла работать с большими объемами на малой скорости. В результате понизился расход топлива, а сам бульдозер получился более надежным и долговечным.

Фирма Komatsu, разрабатывая новые модели, тоже понимает, что надежность трансмиссии бульдозера и длительный срок ее работы являются для покупателей очень важными факторами. Поэтому допуски по деталям принимаются предельно жесткие. Для поддержания минимально допустимых рабочих температур силовой передачи, она оснащается предельно эффективной системой охлаждения, а, чтобы масло было чистым – такими же фильтрами.

Забота о полноценном использовании мощности двигателя проявляется еще и в конструкции отвала. Инженеры Komatsu предлагают модернизированные рабочие органы, в которых реализованы функции контроля уровня и нагрузки. Отвалы делаются более широкими, чтобы управляющие программы могли обеспечить не только производительную, но и точную работу. Для функционирования в сложных условиях, лезвие ножа проходит специальную термообработку, а штоки цилиндров закрываются кожухами.

На машинах Case серии M программа Advanced Instrument Cluster регулирует характер движения лезвия согласно условиям рабочей площадки и предпочтениям оператора. При помощи специальных кнопок, задается режим автоматического встряхивания отвала, чтобы сбросить налипший грунт. При необходимости более точной работы, функция Fine Grading быстро понижает скорость движения отвала на 40%.

Компания John Deere предлагает новинку. Это отвал на 172 дюйма, самый широкий в этом классе машин. С помощью подобного ножа работа выполняется заметно быстрее, потому что за каждый проход срезается и перемещается больше грунта. Для всей линейки бульдозеров данной фирмы, крепежные узлы стандартных отвалов совместимы с системами контроля качества ведущих производителей.

Liebherr ставит на свои бульдозеры шеститочечный усовершенствованный отвал с оптимизированной геометрией и увеличенной производительностью.

Кабина

Оператор каждый день проводит в кабине бульдозера от 8-ми до 12-ти часов. Поэтому не меньше усилий, чем на совершенство отвала и трансмиссии, разработчики тратят на то, чтобы поставить полнофункциональные кабины, которые бы делали работу человека максимально комфортной.

John Deere 850L оборудован вентиляцией, обогревом и удобным креслом с высокой спинкой и кожаной обивкой. Температура в кабине устанавливается трактористом один раз, в начале рабочего дня. После этого о ней можно не беспокоиться, автоматика будет до конца смены поддерживать необходимое значение. Гидростатическая трансмиссия является отличным примером упрощения управления машиной. Если нагрузка на отвал оказывается слишком большой, то блок управления подачей топлива регулирует трансмиссию так, чтобы число оборотов двигателя было оптимальным для данной ситуации. Оператору не нужно ничего переключать.

Case ставит на свои бульдозеры электрогидравлические джойстики. Они повышают степень «отзывчивости» техники на управляющие команды. Большой диапазон настроек также облегчает труд оператора, потому что дает возможность наилучшим образом адаптировать работу машины к условиям конкретного участка, в зависимости от твердости грунта и других параметров. Современные технологии управления бульдозерами вообще и отвалами в частности обрабатывают выполненные ранее задания и сохраняют настройки. Если трактор работает в аналогичной обстановке, то, с помощью комплекта «IMU + набор проводов + дисплей» можно быстро настроить, а потом автоматически поддерживать необходимое расположение отвала. Для движения бульдозера не нужны никакие мачты, лазеры или GPS.

Liebherr герметизирует кабину, «отделяя» ее от остального трактора. Плюс максимально понижает уровень шума и вибрации трансмиссии. Для управления задним рыхлителем предусмотрена удобная рукоятка со встроенным джойстиком. А для того, чтобы повысить безопасность оператора, рабочий орган опускается с задержкой. Все контрольные данные по рабочему процессу выводятся на новый 9-дюймовый монитор.

Современный бульдозер сильно отличается от Т-74 с отвалом семидесятых годов прошлого столетия. Сегодня это машина, управляемая электроникой. Каждый ее узел спроектирован так, чтобы не только повысить производительность, но и максимально облегчить работу оператора.

Бульдозерные отвалы

Производительность бульдозера во многом зависит от того, какого типа отвал на нем установлен. Емкость – одна из основных характеристик, которую следует учитывать. Она определяется высотой и шириной отвала, причем большинство производителей предлагают надставки, позволяющие увеличить высоту отвала. Увеличение высоты отвала позволяет перемещать больше материала и уменьшает вероятность того, что материал будет пересыпаться через верхний край отвала. Еще для увеличения емкости производители предлагают боковые надставки («щеки»), придающие отвалу форму ковша. Они не дают перемещаемому материалу высыпаться по бокам отвала, также увеличивая объем транспортируемого материала. Следует, однако, помнить, что увеличение емкости отвала потребует при работе дополнительных затрат мощности бульдозера, а также вызовет увеличение нагрузок на узлы машины и увеличит интенсивность их износа.

Большинство бульдозерных отвалов могут перемещаться вверх и вниз, а производительность орудия зависит от величины этой регулировки. Если высота подъема отвала небольшая, он может применяться для работ, где не требуется высокого подъема, например, для ландшафтных работ или разравнивания дорожного полотна. Такой бульдозер может складировать материал только в невысокие штабеля. Отвалы с бóльшими величинами высоты подъема позволяют создавать более высокие штабеля, например, снега или почвы, с более крутыми откосами. Оператор также может поднимать отвал на достаточную высоту, чтобы не зацеплять материал при движении в обратную сторону.

Какой объем материала может перемещать отвал за один проход, во многом зависит еще и от его возможностей по изменению угла наклона относительно вертикали и в горизонтальной плоскости. У большинства современных отвалов регулируется 4 или 6 параметров положения. Отвалы, которые имеют многочисленные регулировки, обеспечивают более широкие возможности для применения бульдозера, но еще более важным их преимуществом является возможность экономить рабочее время.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работаетТак, у бульдозеров Case серии М есть возможность с помощью системы Advanced Instrument Cluster регулировать чувствительность движений отвала в зависимости от своих предпочтений и условий работы на данном строительном объекте. Также имеется автоматическая система встряхивания отвала Blade Shake, помогающая стряхивать грунт с отвала, и функция Fine Grading, которая мгновенно снижает скорость движения отвала на 40% для повышения точности планировки.Бульдозеры Case серии М оснащаются также гидростатической трансмиссией, которая развивает самое большое в своем классе тяговое усилие и обеспечивает топливную экономичность на 10% больше, чем у бульдозеров предыдущего поколения.

Сегодня Case предлагает три модели бульдозеров массой от 13,5 до 24 т. Мод. 1150 и 1650 серии L. Следующее поколение, имеет индекс M. В стандартной комплектации все модели имеют удлиненную ходовую, придающую машине устойчивость, что особенно важно при дорожном строительстве, и для этого направления Case имеет уникальную в своем роде машину 1650L/M – тяжелый планировщик, оборудованный поворотным отвалом. Для более тяжелых работ Case предлагает флагманскую модель 2050M.

Серия М получила новую более просторную кабину с улучшенной обзорностью благодаря смещению вперед, усовершенствованную гидравлическую систему, продвинутую систему управления, усиленную раму и ряд других улучшений. Среди них необходимо отметить систему охлаждения, позволяющую повысить эффективность охлаждения, что особенно важно для машин с гидростатической трансмиссией. Компоновка радиаторов имеет V-образную форму, радиаторы не перекрывают друг друга, и вся площадь радиаторов обдувается воздухом.

Типы отвалов. Наиболее распространенными типами неповоротных бульдозерных отвалов являются: прямой (в западной технической литературе обозначается S), сферический (U) и полусферический (SU, Semi-U). Отвалы типов U, SU и S имеют механизм перекоса (гидроцилиндр и винтовую стяжку), позволяющий им хорошо внедряться в прочные грунты. При наличии двух гидроцилиндров перекоса оператор из кабины имеет возможность изменять углы перекоса и резания отвала на ходу машины, приспосабливаясь к меняющимся грунтовым условиям.

John Deere поставляет на российский рынок пять моделей бульдозеров: 700J-II, 750J-II, 850J-II, 950K и 1050K массой от 12 до 44 т, предназначенных для всех видов землеройных работ. Мод. 750J-II и 850J-II, в частности, могут оснащаться как прямым поворотным, так и классическим полусферическим отвалом.Все машины оснащаются гидростатическими приводом, благодаря чему достигается максимальный КПД при передаче крутящего момента от двигателя на ходовой механизм, и как результат – высокие показатели тягового усилия. Машины комплектуются надежными дизельными двигателями собственного производства стандартов Tier 2/ Tier 3A, которые помимо высоких показателей мощности демонстрируют хорошую топливную экономичность. Для поддержания эффективности расхода топлива все модели оснащаются уникальной функцией экономичного режима Eco, который подбирает оптимальные обороты двигателя и параметры трансмиссии под конкретные условия работы, снижая мощностные характеристики на легких работах и обеспечивая, когда требуется, максимальную мощность, что позволяет снижать расход топлива до 20% по сравнению с предыдущими моделями.

Гусеничные бульдозеры John Deere рассчитаны на долгий срок эксплуатации и обладают высокой производительностью. Они идеально подходят для решения самых сложных задач на строительных площадках, в карьерах и на иных объектах.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работаетКогда машина более 50% рабочего времени выполняет бульдозерование (разработку) больших масс и объемов материалов, в том числе на далекие расстояния, используются отвалы прямой (S), сферический (U) или полусферический (SU). С этими отвалами эффективность бульдозерования максимальна. Также эти отвалы полезны при распределении и разравнивании материалов и формировании уклонов.Прямой отвал (S) используется практически на любых бульдозерных работах. Он наиболее эффективен при разработке грунтов нормальной и повышенной прочности. Имеет наибольшие значения удельной мощности и тяги на режущей кромке, быстро заглубляется в грунт и быстро наполняется. Такой отвал может работать с перекосом в поперечной плоскости, что увеличивает его универсальность и эффективность на прочных грунтах. Но при перемещении грунта он малоэффективен из-за низкой накопительной способности.

Поверхность сферического отвала (U) имеет цилиндрическую форму с центральной секцией, занимающей до 40% площади, и двумя боковыми, установленными под углом до 25° к центральной секции, с выступающими вперед краями. Угол между ножами боковых секций в плане не превышает 150°. Такой отвал бульдозеров хорошо набирает грунт, поэтому часто используется для загрузки бункеров с эстакады, штабелирования сыпучих пород, планировки значительных площадей или перемещения большого количества грунта. Из-за того, что режущая кромка довольно длинная, он плохо заглубляется. Поэтому для копания твердых грунтов он не применяется.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работаетТак, бульдозеры линейки ЧЕТРА Т35 производства завода ООО «ПК «Промтрактор» оснащаются узким полусферическим отвалом (длина 3,68 м, высота 2,21 м, емкость 14,2 м3), полусферическим (4,67; 2,465; 18,5) или сферическим отвалом (5,064; 2,096; 20,3). Эти отвалы высокой емкости и с двойным гидроперекосом обеспечивают бульдозеру высокую производительность. Опционально высота подъема отвала может достигать 1,8 м для формирования предохранительного вала в карьерах (для обеспечения требования о высоте не менее 0,5 диаметра колеса самосвала).Бульдозеры ЧЕТРА Т35 массой до 62,3 т оснащаются двигателем номинальной мощностью 412 или 394 кВт и имеют гидромеханическую трансмиссию. Кабина с защитой ROPS/ FOPS уже в базовой комплектации оснащается двойным стеклопакетом, телематической спутниковой системой ГЛОНАСС/ GPS, зависимым и независимым отопителями, сиденьем на пневмоподвеске, двумя зеркалами заднего вида, также может быть оборудована кондиционером, системой видеообзора. Установлены дополнительные топливные фильтры-сепараторы и система предпускового подогрева.

Опционально предлагается оснастить трактор защитными решетками от падающих кусков горной массы, системой автоматического пожаротушения, системой диспетчеризации «Карьер», автоматической централизованной системой смазки, имеется возможность установить систему нивелирования, дополнительно установить футеровку отвала и многое другое.

Подшипники катков и направляющих колес герметизированные, необслуживаемые, с заложенной на весь срок службы смазкой, с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус». Машина комплектуется одно- или трехстоечным рыхлителем, возможна установка лебедки, а также искрогасителя для работы в лесу и в других местах с повышенной пожароопасностью.

У полусферического отвала (SU) по сравнению со сферическим больше площадь центральной секции (свыше 40%). На краях боковых секций приварены косынки с вертикальными ножами. Угол между ножами боковых секций в плане составляет не меньше 150°. Благодаря им полусферический отвал имеет повышенную накопительную способность, может устанавливаться с перекосом и хорошо нарезает траншеи. По возможности работать с прочными грунтами и способности накопления материала полусферический бульдозерный отвал находится посередине между прямым и сферическим.

Поворотные отвалы (А) имеют прямую форму без боковых щек, удлиненную по ширине и укороченную по высоте. Из-за большой длины они отличаются меньшей жесткостью и низкой удельной мощностью, поэтому не рекомендуются для тяжелых работ и скальных грунтов. Монтируются на базовой машине с помощью универсальной или П-образной рамы. Под действием привода могут поворачиваться в плане вокруг шарнира на раме в обе стороны на угол до 25°, тем самым обеспечивается высокое качество поперечной транспортировки грунтов и материалов для обратной засыпки траншей и работ по расчистке территорий, перемещения отходов животноводческих хозяйств и снега, укладки насыпей. У поворотных отвалов хорошее соотношение производительности и надежности, они пользуются популярностью у компаний, занимающихся прокладкой трубопроводов.

Отвалы PAT (Power Angle Tilt с регулируемыми углами поворота и перекоса), прикрепляемые шарнирно к П-образной толкающей раме, еще называют «6-позиционными», потому что они могут перемещаться вверх и вниз, менять углы наклона в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Все движения этого универсального прямого отвала без боковых щек обеспечивает гидропривод. Благодаря широким возможностям изменять положение отвала бульдозер способен очень точно профилировать и планировать грунт, а также может использоваться для выполнения широкого круга других задач. Отвалы РАТ рекомендуется использовать для работ небольшого объема бульдозерами малого класса тяги, когда бульдозер более 50% рабочего времени выполняет чистовую планировку.

Отвалы VPAT (Variable РАТ, т. е. РАТ + возможность изменения угла резания ножей отвала) – наиболее универсальные из всех типов отвалов. Они обеспечивают хорошее качество и бульдозерования, распределения/ разравнивания материалов, и формирования уклонов. Отвалы VPAT рекомендуется выбирать, когда машина выполняет и первоначальную, и чистовую планировку.

Бульдозер Caterpillar с отвалом PAT
Так, компания Caterpillar разработала отвал типа VPAT новой конструкции, и многие владельцы выбирают эту опцию для выполнения все более тяжелых работ, расширяя круг задач, которые машина способна выполнить в такой конфигурации, то есть повышая уровень универсальности машины.

Caterpillar также выпустила новинки: бульдозеры мод. D6 XE с электрическим приводом и мод. D6 и D5 (масса 19 и 19,2 т, мощность 133 и 125 кВт соответственно) с инновационной полностью автоматической трансмиссией с переключением без разрыва потока мощности.

Бульдозер D6 XE был представлен на выставке bauma 2019 как самая современная, инновационная разработка от Caterpillar. В конструкции мод. D6 XE появилось несколько существенных усовершенствований по сравнению с предыдущей «электрической» мод. D7E. Новый бульдозер укомплектован генератором нового типа, более экономичным и требующим меньшего объема техобслуживания. Модернизированы также инвертор (преобразователь переменного тока) и система управления. Производительность электрического привода стала примерно на 10% больше, а расход топлива на 10% меньше, чем у модели бульдозера с автоматической трансмиссией. В конструкции новой трансмиссии между первой и второй передачами появилась промежуточная, которую условно назвали «полуторной».

Когда при разравнивании грунта оператору хочется включить вторую передачу, внедряясь на этой передаче в кучу грунта, машина обязательно замедлит движение, т. к. мощности двигателя не хватит и оператору придется снова переключаться на первую передачу, а к концу разравнивания снова переключаться на вторую. Когда в трансмиссии имеется 1,5-ная передача, оператор, внедрившись в кучу грунта, переключится не на 1-ю, а на 1,5-ю передачу, это поможет сохранить более высокую скорость движения, не сильно сбрасывать темп, инерцию движения и в конечном счете повысит производительность бульдозера. В сочетании с блокируемым гидротрансформатором такая конструкция обеспечивает машине максимально возможную производительность.

Для чего мужику нужен бульдозер и как он работаетСпециальные виды отвалов. Выпускаются специальные модели отвалов: W-образный или прямой увеличенной ширины и кривизны, с козырьком высотой, примерно равной высоте отвала, – для бульдозеров, работающих на мусорных полигонах. Сферические большей ширины с вместимостью, увеличенной на 30–100% и с гидроперекосом, для перемещения легких материалов: снега, древесной щепы и др. Сферические отвалы увеличенной ширины с переменной кривизной поверхности обладают улучшенной способностью к накоплению грунта и используются при рекультивации для снятия верхнего плодородного слоя почвы и перемещения ее в складируемые бурты. А отвалы с гидроперекосом прямые, удлиненные в форме коробки или ящика, удобны для работы с большими объемами угля или торфа. На бульдозерах со специализированными отвалами для перемещения мусора, угля, щепы и торфа сзади трактора подвешивается балластный груз, выполняющий роль противовеса. Выпускаются отвалы с уширителями, которые могут управляться гидроприводом или поворачиваться оператором вручную – при транспортировке для уменьшения габарита.Для чего мужику нужен бульдозер и как он работаетТак, самый тяжелый в линейке компании Dressta карьерный бульдозер мод. TD-40 комплектуется отвалами большой емкости (самыми большими в своем классе): полусферическим (емкость 18,6 м3), сферическим (22,8 м3) и отвалом для угля (39,8 м3). Увеличенные боковины угольного отвала помогают удерживать груз и защищают от его просыпания по бокам. По всей ширине отвалов закреплены ножи (режущие кромки), увеличивающие срок их службы. Отвалы можно оснастить функцией гидравлического перекоса или перекоса/ наклона, а также функцией ручной регулировки угла наклона отвала, что повышает функциональность бульдозера. Двойные кнопки управления перекосом и наклоном используются для точного и легкого изменения положения отвала.Мод. Dressta TD-40 массой 67,7–67,85 т с двигателем мощностью 384 или 397 кВт комплектуется 6-гранной шумоизолированной кабиной на амортизаторах, оснащенной защитой ROPS/ FOPS, кондиционером, регулируемым сиденьем на пневмоподвеске. Управление осуществляется джойстиками. Имеется информационный ЖК-дисплей. Предусмотрена возможность установки телематической системы со связью через GPS/ ГЛОНАСС и автоматической системы нивелирования. Трансмиссия гидромеханическая.

Кусторезный отвал V-образной формы («бабочка») в виде остроугольного резака, образованного двумя режущими лезвиями с зубчатой кромкой, скользит по поверхности земли, срезает кустарники и мелкие деревья и сваливает их в стороны, образуя за собой проход, равный ширине захвата отвала.Отвалы-корчеватели (отвалы-грабли) решетчатого типа с зубьями либо зубья, прикрепленные к лобовому листу прямого отвала, позволяют извлекать из грунта пни, корни, крупные камни и транспортировать их на близкие расстояния.

Самый большой, но неопробованный в деле бульдозер

Список гигантских бульдозеров возглавляет 183-тонный ACCO Dozer. Он был выпущен частной итальянской компанией ACCO по спецзаказу Муаммара Каддафи в 1983 году. В Ливию супергигант так и не был поставлен из-за введенного тогда эмбарго. Бульдозер хранился на складе производителя вплоть до 2012 года, пока его не выкупила итальянская компания по ландшафтному дизайну. Ее головной офис и украшает сегодня 12-метровая махина. Жаль, что в работе технику мы так и не увидели.

Мощность ACCO Dozer составляет 1 350 л.с.
ACCO Dozer оборудован 3-метровым рыхлителем и отвалом высотой 2,7 м, шириной 7 м. На гиганта установлено два двигателя производства Caterpillar мощностью 675 л.с. каждый.

Японский бульдозер-гигант

Самым большим в мире серийным бульдозером можно смело назвать Komatsu D575A-3 SD. Он весит 152,6 тонны, в длину достигает почти 12 метров (11,72 м), ширина стандартного отвала составляет 7,4 м, высота — 3,6 м. Поражает и мощность техники: двигатель SA12V170E выдает 1 150 л.с. Топливный бак рассчитан на 2 100 л дизеля.

Komatsu D575A в основном эксплуатируется в карьерах Северной Америки
Прототип D575A впервые был продемонстрирован в 1981 году на выставке CONEXPO. Серийное производство бульдозера началось только через 10 лет. Машина оказалась наиболее востребованной в карьерах Северной Америки и Австралии. В настоящее время Komatsu D575A-3 SD не выпускается. Самая тяжелая модель в линейке японского производителя сегодня — это 899-сильный D475A-5. Весит «младший собрат» 108 тонн.

Самый большой американский бульдозер

Caterpillar D11T CD весом 104,2 т — это крупнейший бульдозер на американском рынке. Он оснащен 32-литровым двигателем Cat C32 Acert мощностью 850 л.с. Емкость топливного бака составляет 1 609 литров. В длину машина достигает 8,5 м, в высоту — 4,72 м.

Эксплуатационная масса Caterpillar D11T CD - 104 200 кг

Самый большой российский бульдозер

Мощнейшим отечественным бульдозером является ЧТЗ Т-800, выпускаемый с 1983 года. Он весит 106 тонн, в длину достигает 7,9 м, в высоту — 4,8 м. Супермашина комплектуется 43-литровым двигателем марки 6ДМ-21Т мощностью 820 л.с. Максимальная скорость передвижения техники — 10,6 км/ч, задним ходом — 14 км/ч. К сожалению, сегодня производство данной модели приостановлено.

Объем топливного бака трактора Т-800 достигает 2 050 литров

Колесный супербульдозер

На протяжении 16 лет (с 1970 по 1986 гг.) было выпущено около 10 экземпляров Melrose M880. Это самый большой колесный бульдозер в мире. Весит он 102 тонны, при этом может разгоняться до 22 км/ч. В настоящее время на базе модели M880 создан тягач.

Melrose M880 разрабатывался и выпускался компанией C. F. & I Engineering

Особенности эксплуатации тяжелой бульдозерной техники

Для получения максимального эффекта от бульдозера САТ требуется правильно подобрать машину, обеспечив ее соответствие требованиям конкретных рабочих условий клиента. Там, где большие и стабильные объемы работ и тяжелые условия эксплуатации – лучше подойдет мощная машина САТ. Там, где машина используется, как вспомогательная, а на эффективность ее использования влияет цена, лучше подойдет SEM. Конкретный выбор машины зависит от технологических и эксплуатационных требований объектов заказчика.

Лучше всего, при выборе машины, воспользоваться консультацией дилера Caterpillar. Специалисты помогут вам подобрать оптимальный вариант для ваших условий, который обеспечит максимальную экономическую эффективность.

Выводы

  1. Самый большой бульдозер в мире изготовлен в Италии в единственном экземпляре компанией Acco. Она выполняла специальный заказ Ливии, но из-за санкционной политики техника так и осталась пылиться на складе. Компания также не смогла развиться и обанкротилась. Масса машины составляет 183 тонны.
  2. Наиболее мощный российский гусеничный бульдозер выпускается Челябинским тракторным заводом под маркой «Т800». Cчитается крупнейшим из выпускаемых в Европе сегодня.
На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий