Учитесь вязать Морской узел, узел Стремя и Двойной Выбленочный, поможет в горах
Умение завязать узел, причём узел крепкие, надежные и подходящий к конкретной ситуации, очень важно не только для выживальщиков и бушкрафтеров, но и для охотников, рыболовов и просто любителей отдыха в дикой природе. Ведь с помощью узла можно не только соединить два конца веревки, но и отремонтировать снаряжение, зафиксировать один предмет к другому, изготовить простейшие ловушки, а также решить много других задач.
Как научиться вязать морские узлы
Морские узлы для начинающих яхтсменов – один из первых разделов обучения в парусной школе. Без этого невозможно настроить паруса, пришвартовать лодку или спустить трап. Умение вязать морские узлы – искусство, которое уходит корнями глубоко в прошлое, во времена инков и фараонов.
История морских узлов
Люди научились вязать узлы раньше, чем придумали колесо или научились добывать огонь. В ход могли идти любые подручные средства – волокна, стебли, сухожилия животных, при этом никаких специальных инструментов, кроме пары умелых рук, не требовалось. Все гениальное – просто.
С помощью узлов наши предки скрепляли орудия труда, сажали на привязь домашних животных, плели сети для ловли рыбы, создавали письменность, строили хижины и первые лодки. Морские узлы зарекомендовали себя как самые надежные и оригинальные, а моряки и рыбаки славились своим умением ловко работать с веревками.
Изображения популярных сегодня морских узлов можно увидеть еще на древнеегипетских «Кораблях мертвых» – погребальных моделях лодок, которым больше 5000 лет. Эти корабли должны были доставить душу умершего в Царство Мертвых. Археологи обнаружили беседочный узел и на уцелевших снастях корабля фараона Хеопса, а выбленочный узел – на одной из дверей, ведущей в гробницу фараона Тутанхамона.
Люди с давних времен верили в магические свойства узлов. Завязывая их особым способом, знахари исцеляли пациентов, снимали порчу, защищали от сглаза. До сих пор, например, на знаменитой красной нити, привезенной из Израиля, завязывают шесть узлов, чтобы потом седьмым закрепить на запястье.
Одно из самых древних изобретений человечества продолжает служить нам. И спустя века умение быстро и верно завязать узел по-прежнему может спасти чью-то жизнь.
Классификация морских узлов
Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок. Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров. И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.
В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы. В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных. Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.
Важная особенность морских узлов – они должны выдерживать многотонную нагрузку, но при необходимости – развязываться без особых усилий. У каждого узла – свои функции, на основе чего выделяют несколько категорий.
- Стопорные узлы (knots) – с утолщением на окончании, связывают коренной и ходовой концы. Например, позволяют удержать шкот или фал в стопоре во избежание выскальзывания.
- Закрепляющие узлы (hitch) – позволяют прикрепить веревку ходовым концом к другому канату, элементу такелажа или предмету. Например, прикрепить флаг, пришвартоваться в марине.
- Cвязывающие узлы (bend) – соединяют между собой даже разные по толщине веревки. Например, когда при постановке на растяжку у берега не хватает длины швартова.
Среди видов морских узлов различают еще затягивающиеся – те, что при нагрузке становятся только крепче, и незатягивающиеся – те, что сохраняют свою форму. Например, завязанные петли можно регулировать по размеру, при натяжении узел остается неподвижным.
Основные морские узлы и их применение
Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.
Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.
Коренной конец – это та часть веревки, которая остается неподвижной.
Ходовой конец – часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.
Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.
Восьмерка
Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя “восьмерку”, можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.
Как завязать морской узел «восьмёрка»:
- Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
- Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
- Затянуть.
Прямой узел
Еще древние греки называли его «геркулесовым». Им соединяют два одинаковых по диаметру каната, завязывают чехол от паруса. Прямой узел мгновенно завязывается и развязывается, но не выдерживает большие нагрузки, а при попадании воды может потерять свою форму. Моряки считают его ненадежным и стараются не использовать там, где от него может зависеть безопасность.
- Скрестите две веревки так, чтобы сформировать полуузел.
- Еще раз повторите действие, но обязательно так, чтобы конец, лежащий поверх веревки, снова оказался сверху. Если допустить эту незаметную ошибку – выйдет «бабий» узел.
- Затяните.
Простой штык
Штык
Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.
Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.
Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.
Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).
Выбленочный узел
Этот морской узел понадобится, чтобы привязать кранцы или закрепить веревку на гладкой поверхности, скажем, столбе, бревне или трубе. Используется он там, где нагрузка с обеих сторон примерно одинаковая, иначе узел не выдержит.
Выбленочный узел стал так называться из-за кусков смоляной веревки примерно два сантиметра в диаметре, которые называли выбленками. Их применяли на парусных кораблях матросы, чтобы сконструировать подобие лестницы и перемещаться по вантам. Они и придумали узел, чтобы завязать его даже одной рукой, оставляя другую свободной.
Как вязать выбленочный узел:
- Обнести ходовой коней вокруг объекта крепления.
- Сделать перехлест.
- Провести конец через получившуюся петлю.
- Крепко затянуть.
Беседочный узел
Без преувеличения, универсальный морской узел, который приходит на выручку чаще всего. Второе название – булинь. Преимущество в том, что им можно надежно соединить два отрезка веревки даже разные по толщине. Подходит для швартовки, обвязывания вокруг опоры и страховки. Беседочный узел легко вяжется не скользит, а шанс, что он развяжется очень низкий.
Как завязать беседочный узел:
- Формируем на конце петлю.
- Проводим ходовой конец через образовавшуюся петлю.
- Ходовой конец проносим позади коренного и снова продеваем в петлю с обратной стороны.
- Аккуратно затягиваем узел.
Доказано, что регулярная практика по вязанию узлов развивает координацию, мелкую моторику и улучшает зрение. Техника вязания морских узлов – обязательная часть программы курсов школы парусного спорта SportFlot. В реальной жизни все выглядит гораздо проще, чем на картинках, так что вы быстро освоите этот полезный навык, который пригодится не только на яхте, но и дома на суше.
Встречный проводник
Встречный проводник
Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.
Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.
Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.
Булинь
Булинь
Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.
Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.
Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.
Прусик
Прусик
Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.
Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.
Шкотовый и брамшкотовый
Шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа)
Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.
Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.
Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.
Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.
Академический
Академический
Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.
Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.
Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.
Применение узла Стремя
Использовать данный способ вязки мы можем в разных областях:
- страховка (например, в альпинизме)
- опора для ноги
- помощь при попадании в рвы или провалы
Такой узел часто используется во время спасательных операций, транспортировки грузов или сооружения переправы через узкие реки.
Разновидности узла
Есть несколько разновидностей таких креплений.
Стремя на опоре.Крепится на круглой, гладкой поверхности (предметы с гранями уменьшают эффективность). Затягивание, производится с приложением, как можно больших усилий. Для повышения надежности, вяжется дополнительный узел. Делается он, на небольшом расстоянии от опоры. |
Стремя с одним концом.Вяжется, как опорное крепление для ног. Хорошо подходит во время само подъема из ращелин. В вязке удобней, чем «восьмерка» или «проводник». Такой вид крепежа легко сделать одной рукой, развязать при необходимости. |
Узел Полустремя.Один из важнейших страховочных узлов. Применяется при страховании напарника. Использовать его можно только со специальным карабином треугольной формы (HMS), имеющим закручивающуюся муфту. Опытные альпинисты завязывают его без использования второй руки. |
Завязывая стремянные узлы, нужно помнить, что используя контрольный узел – надежность крепления только увеличивается. Особенно он необходим при подъемах и страховке.
Вязка узла Стремя
1. Делаем обычную петлю, заводя свободный конец под основную часть веревки.
2. То же самое делаем со второй половины веревки, только свободный конец заводим над основной веревкой.
3. Петлю с левой стороны заводим в правую.
4. Получится вот такая двойная петля.
5. Узел «стремя» готов.
Способ на карабине
Схема завязывания узла одним концом:
Перекиньте веревку через опору (карабин) |
Возьмите дальний от себя конец. |
Сделайте петлю.Должно получиться две петли, с нахлёстом веревки в разные стороны. |
Накиньте петлю на карабин или опору. |
Потяните за коренной и ходовой конец. Узел стремя будет затянут на опоре. |
Способ на сплошной опоре
Можно завязать другим способом на опоре:
Веревку заведите за опору, ходовой конец над коренным. |
Сделайте вторую петлю. |
Быстрый способ
Скрестите руки и возьмите веревку. |
Разведите руки. У вас получится две петли. |
Сложите петли, что бы ходовые концы были в середине.Накиньте узел на опору или карабин. |
Особенностью стремянного крепления, является довольно простое вязание, способность его, не соскальзывать с поверхности (при небольшой нагрузке), сохранение своей первоначальной формы.
Двойной Выбленочный узел
Двойной вариант узла (задвижной штык), используется на скользких поверхностях, местах, где нет большой тягловой нагрузки. Хорошо работает для транспортировки, буксирования, тяжелых подъемов.
Завязывается так же, как и обычный узел. После, добавляется еще один виток шлага, продевается сквозь шнур.Дополнительный виток производится со стороны применяемой нагрузки на коренную часть троса.
Использование узла
Способ такого крепления, нашел свое применение в различных областях:
- театре, помогает регулировать высоту свисающего с блоков занавеса;
- лодочном спорте, вязать кранцы, швартоваться (на конце дополнительно делается петля);
- хозяйстве, крепить веревки к гладким столбам;
- рыболовстве (вязка сетей).
Также с его помощью можно натянуть тетиву лука, завязывать мешки или подавать строительные инструменты при работе на высоте.
Он прочно вошел в инвентарь туристов, альпинистов под названием «Узел Стремя». Им привязывают карабины, делают разнообразные виды страховки (торможение троса).
Применяют для транспортировки грузов, изготовления из подручного материала спасательных носилок, уменьшения риска перетирания (скольжения) тросов.
Узелки, основа искусства плетения всевозможных узоров, предметов из веревочного материала. Умельцы используют выбленочный узел при создании:
- картин;
- сумок;
- разных объемных фигур;
- массажных накидок ковриков;
- поясов;
- занавесей, покрывал.
В технике макраме, он получил название «пионерского», «бисерного» узла. Крепится на палочки или декоративные колечки.
Вязание веника Выбленочным узлом
Еще один интересный способ использования такого вида завязывания, придумали русские моряки, вязание банных веников.
Завязывая веник, стоит придерживаться нескольких несложных правил:
- веревка должна быть пеньковая, хлопчатобумажная или шпагат из натуральных материалов;
- плотно перевязывать, натягивая шпагат, как можно туже;
- при подтягивании веник поворачивается вдоль оси.
Применяя такой метод вязания, веники легко можно подтянуть. Это предотвратит их рассыпание. Что неизбежно в процессе полного высыхания.